Приучайте детей к выполнению семейных обязанностей

Мальчики и девочки обязательно должны быть подготовлены к ведению семейного хозяйства. Они должны стать участниками этого хозяйства, помогая во всем родителям, проявляя готовность к выполнению любых домашних дел. Если бюджет семьи скромен, важно научить детей считаться с этим, умело планировать свои расходы, проявлять разумность и бережливость при покупке разных предметов, уметь сэкономить, отказать себе в чем-либо. Нередко можно услышать от родителей такие слова: «Если даже у нас трудно в данный момент с деньгами, мы все равно не станем ни в чем отказывать сыну. Разве мы хуже других?»

И получается, что ребенок, не зная ни в чем отказа и о затруднениях в семье, не задумываясь, тратит попавшие ему в руки деньги на приобретение не нужной ему вещи, какую он увидел у товарища. Может ли в этом случае вырасти чуткий, внимательный и заботливый человек, умеющий считаться не только со своими желаниями, но и с нуждами других членов семьи? Вряд ли, если он привыкнет с детства к бездумной трате денег, пусть даже небольших.

Но если бюджет семьи, наоборот, довольно значителен (что, кстати, преобладает в наших семьях в настоящее время)? Как разумнее поступить в этом случае? Может быть, и не стоит ограничивать очень быстро возрастающие потребности ребенка? «Ради кого и живем?» — слышим мы подчас. И при этом создается опасная ситуация для воспитания эгоистичного, хвастливого человека, привыкшего не отказывать себе ни в чем и получать все, что ему нужно и даже не очень нужно, по Первому требованию. Да не по просьбе, а чаще по требованию!

А требуют такие дети многого. Сначала, где-то в 3-м классе, на детскую руку были впервые надеты часы. И не какие-нибудь там старые, «мамины», а настоящие, новые, даже позолоченные! А потом, в шестом или седьмом классе куплен дорогой радиоприемник или мотоцикл. Человек растет и привыкает к роскошной жизни. Но что будет потом, позже, когда он вырастет и столкнется с первыми трудностями жизни собственной семьи? Если ему придется и экономить, и отказываться от чего-то нужного ради других? Сможет ли он выдержать эту перемену? Сумеет ли сохранить свою собственную семью от возможных при этом недоразумений, конфликтов? Нет, поэтому родители должны стремиться уберечь детей от беспечного отношения к бюджету семьи, приучить их считаться с материальными затруднениями, вовлекать их в планирование покупок для членов семьи (по очереди — маме, папе, бабушке, а потом Наташе, Коле), в распределение повседневного бюджета (дать задание купить что-то к обеду) и т. п.

По мнению А. С. Макаренко, дети должны приобрести способность ориентировки во времени, в покупках, в хозяйственных делах. Такая способность воспитывается постоянными упражнениями в хозяйственной заботе, в знании подробностей и частностей хозяйства. А. С. Макаренко считал, что уже с 7—8 лет надо давать ребенку более серьезные задачи — поливать цветы, держать в порядке книги, кормить кошку, следить за младшим братом. Но особенно важной является область денежных расходов. Антон Семенович рекомендует родителям предоставить детям некоторую самостоятельность в расходовании денег для удовлетворения их личных и семейных потребностей. Для этого нужно один или несколько раз в месяц выдавать им определенную сумму денег с точным обозначением того, на что эти деньги должны расходоваться. При этом можно увидеть поведение ребенка, его отношение к деньгам, качества его характера и т. п.

Приучая детей к участию в семейном хозяйстве, родители могут показать наглядный пример аккуратности, бережливости, внимательного отношения ко всем членам семьи. Особенно велика при этом роль отца. Организуя в семье дни труда, «субботники» или «воскресники», нужно как можно активнее вовлекать в них детей. Отец берет на себя, как правило, дела, связанные с большей затратой физических сил. Он натирает пол, помогает матери протирать окна, передвигает и ремонтирует вещи, электроприборы и т. п. Рядом с ним должен трудиться и его сын, помогая сестре и матери поднести воду, белье, а также отцу натереть пол, и т. д. Совместная трудовая деятельность не только сближает старших и младших членов семьи, но и приучает подрастающего мальчика, будущего мужчину, быть заботливым семьянином, хорошим помощником женщины в ее повседневных домашних делах.