Психогигиена, содержание и задачи

Страницы: 1 2 3

По вопросу о предмете психогигиены и ее содержании нет единства взглядов. На Западе имеется тенденция расширять ее границы, возводить психогигиену до уровня общегосударственной деятельности, считать ее делом всего общества, а в области здравоохранения числить лишь психопрофилактику. Другая крайность состоит в том, что компетенция психогигиены резко суживается и приравнивается к лечебному методу, в частности к психотерапии. Объявляя 3. Фрейда одним из основоположников психогигиены, сторонники психоанализа считают возможным «вылечить» больное капиталистическое общество, широко применяя индивидуальную и групповую психотерапию. В ряде случаев отмечается совмещение таких понятий, как психогигиена и медицинская психология, психогигиена и социальная психиатрия.

Несовпадение взглядов на сущность психогигиены отражает идейный разброд в зарубежной медицине. Отрывая психику от ее материальных основ, представляя психические процессы как результат саморазвития идеи, духа, идеалисты от медицины отказываются от нозологического принципа в психиатрии, полагая, что нет существенной разницы между психологическим и психопатологическим. Они утверждают, что психические нарушения являются следствием стресса, формой реагирования на конфликт, созданный ограниченностью человеческих возможностей в приспособлении к высокому уровню и темпу развития цивилизации. По их мнению, не пороки государственного строя и всей капиталистической системы создают условия для конфликтной ситуации и порождают психические нарушения, а технический прогресс, достижения которого представляют не благо, а угрозу для человека. Таким способом затушевываются истинные причинно-следственные отношения; источником патологии объявляется сама же человеческая личность, ее врожденная несостоятельность, неспособность противостоять цивилизованной среде. В результате в центре внимания зарубежной психогигиены оказывается не выявление и изучение неблагоприятных социальных факторов в их влиянии на население, а человеческая личность, ее формирование, ее коррекция и терапия. При этом личность понимается идеалистически — не как носитель общественных отношений, а в отрыве от социальной природы личности, в игнорировании единства социального и биологического в человеке.

В общем для буржуазной идеологии психогигиены характерны:
— стремление завуалировать классовый характер причин нервно-психических заболеваний мелкобуржуазными концепциями типа антиурбанизма, антииндустриализма, антитехницизма;
— повышенный интерес к проблеме личности с возложением вины за конфликт с социальной средой на самую личность, ее генетическое несоответствие среде;
— усиленная деятельность по созданию программ воспитания и формирования личности с тем конечным результатом, который угоден буржуазии, ее администрации;
— сотрудничество с религией в разработке форм и методов воздействия на человеческую личность.

Вместе с тем нельзя не признать того положительного, что имеется в факте большого, неослабевающего интереса к вопросам психогигиены во всем мире. Психогигиена признана необходимым разделом педагогики, медицины, важной для промышленности, социальной деятельности. Во многих странах наряду с общественными организациями функционируют государственные отделы психогигиены при органах здравоохранения.

В 1949 г. при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) создан отдел психогигиены, объединяющий 100 консультантов-специалистов из 38 стран.