Психогигиена, содержание и задачи

Страницы: 1 2 3

Отмечаемый ежегодно 7 апреля Международный день здоровья в 1959 г. был проведен по теме «Психические заболевания и психическое здоровье в современном мире». В выпущенных ко Дню здоровья материалах от имени ВОЗ подчеркивалось, что психические болезни представляют «самую большую проблему для здравоохранения» в связи с их значительной распространенностью. 1960 год был объявлен годом психического здоровья и прошел под лозунгом борьбы за здоровую человеческую личность. За последние годы во всем мире проведено большое количество конгрессов, съездов, симпозиумов, касавшихся вопросов психогигиены. Существует международная программа психогигиенической деятельности. Современный усовершенствованный ее вариант ставит в качестве психогигиенических такие задачи, как уничтожение трущоб и расизма, искоренение нищеты в развитых странах. Среди факторов, повышающих уровень тревоги у населения и облегчающих появление нервно-психических нарушений, постоянно упоминают растущую в капиталистических странах гонку вооружений. Борьба за мир оценивается и планируется в качестве психогигиенической деятельности.

В нашей стране благоприятные условия для развития психогигиены были созданы завоеваниями Великой Октябрьской социалистической революции. Сам государственный строй, социалистические производственные отношения составили основу для повышения материального благосостояния трудящихся, роста культуры, для неограниченного развития способностей человека.

20—30-е годы нашего столетия ознаменовались развертыванием широкой сети психоневрологических диспансеров, сделавших этот вид помощи повсеместным и децентрализованным. Появились психогигиенические кабинеты при промышленных предприятиях, в учебных заведениях, при медчастях стали функционировать дневные стационары и ночные профилактории (в частности, противоалкогольные). Рост общей культуры, развитие санитарно-просветительной работы, приобретение населением медицинских знаний, осведомленности о сущности и проявлениях психических заболеваний сказались в повышении обращаемости в психоневрологические диспансеры не только по тяжелым и экстренным поводам, но и с пограничными нервно-психическими нарушениями. Широкое изучение пограничной психической патологии, развитие детской психиатрии, трудовой, судебно-психиатрической, военной экспертизы и реабилитации больных, исследование социальных факторов и биологических основ психозов способствовали проведению в жизнь главного принципа советского здравоохранения — профилактики.

Научная платформа для развития психогигиены и психопрофилактики создается деятельностью научно-исследовательских институтов психиатрии, психоневрологии, психопрофилактики и гигиенических, а также научной работой кафедр психиатрии вузов и специальных лабораторий, изучающих вопросы психологии и эстетики труда, обучения и др. Эти исследования являются частью государственной программы оздоровления населения и наступления на психические болезни, что определяет их практическую направленность и актуальность. Они выполняются с единых методологических позиций, обоснованных теорией диалектического материализма.

Достигнутый уровень психогигиенических знаний позволяет в нашей стране успешно бороться с нервно-психическими заболеваниями. Естественнонаучной основой советской психогигиены является физиологическое учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, теоретической — положения диалектического и исторического материализма.