Бормашина

Бормашина — это машина для приведения во вращательное движение бора — режущего инструмента, предназначенного для препарирования твердых тканей зуба. Различают ножные, электрические и турбинные бормашины. У ножных бормашин, имеющих педаль, скорость вращения бора составляет 800—1500 об/мин, у электрических достигает 30 000 об/мин. В электрической бормашине передача вращения вала электромотора к гибкому валу и наконечнику с фиксированным в нем бором осуществляется при помощи передаточного шнура.

В последнее время все чаще применяется турбинная бормашина, состоящая из миниатюрной турбины, вмонтированной в головку наконечника, и компрессора, подающего сжатый воздух в турбину. Бор фиксируется непосредственно в турбине и вращается со скоростью до 300 000 об/мин. Большая скорость вращения бора обеспечивает меньшую болезненность.

Бормашина — это аппарат, при помощи которого приводится во вращение режущий инструмент (бор, карборундовый камень, диск и т. д.), применяемый для препарирования твердых тканей зуба. Бормашины бывают ножные, электрические и турбинные. Основными частями ножной бормашины, применяемой теперь крайне редко, являются педаль, посредством которой приводится во вращение маховое колесо, и шнур, передающий движение на рукав. В кожухе рукава находится гибкий валик, соединенный с наконечником, фиксирующим бор. В электрической бормашине (рис. 1) двигателем служит электромотор. Кроме гибкого рукава, здесь применяют «жесткие рукава», в которых передача на наконечник осуществляется от мотора шнуром, направляемым укрепленными на жесткий металлической основе роликами. Скорость вращения бора электрических бормашин достигает 30 000 об /мин. В турбинной бормашине (рис. 2) режущий инструмент приводится в движение (до 350 000 об/мин) расположенной в наконечнике турбиной, на которую под давлением 2,5—3,5 атм подается струя «жатого (при помощи компрессора) воздуха.


Рис. 1. Электрическая бормашина с жестким рукавом.

Рис. 2. Турбинная бормашина.

Повышенная скорость вращения бора является преимуществом современных бормашин, так как снимаются основные причины болевых ощущений (вибрация и давление инструмента на зуб) и увеличивается эффективность резания. Все скоростные современные бормашины снабжены системой водяного охлаждения, позволяющей подавать через форсунку, укрепленную на наконечнике, воду на бор и препарируемую поверхность зуба. Для бормашины с высокой скоростью вращения (свыше 10 000 об/мин) целесообразно использовать карбидные и алмазные боры.

Стоматологические боры применяют при препарировании твердых тканей зуба. Бор состоит из рабочей головки с нанесенными на ней режущими гранями и хвостовика, которым бор фиксируется в наконечнике. Размеры и формы режущей головки различны, форма головки определяет название бора: шаровидный, обратный конус, фиссурный, цилиндрический, колесовидный. Боры изготовляют из стали или карбид-вольфрамового сплава. Алмазные боры имеют алмазные зерна размером от 100 до 125 мк, фиксированные в металлической головке. Стальные боры применяют на электрических бормашин со скоростью вращения до 8000об/мин. При большей скорости эти боры быстро тупятся. Карбид-вольфрамовые боры, по твердости приближающиеся к алмазным, пригодны для использования на бормашине с любой скоростью вращения. Алмазные боры целесообразно применять в бормашине со скоростью вращения не менее 7000 об/мин. Быстрому износу алмазного бора способствует децентрация его в наконечнике, которая может возникнуть в результате износа и неисправности наконечника. Карбид-вольфрамовые и алмазные боры при правильном режиме работы могут быть использованы очень длительное время. Дентинные опилки удаляют с боров при помощи кашицеобразной двууглекислой соды и мела жесткой щеткой.

См. также Стоматологический инструментарий.