Физкультура — родная сестра медицины

Эту беседу проводила женщина-врач. Она знала, что о физкультурном движении в СССР рассказывал школьникам Николай Петрович. Поэтому начала так:
— Вам уже известно, что физическая культура — сложное понятие. Оно охватывает и вопросы воспитания, и вопросы укрепления здоровья. Вот о последних я, как врач, и буду говорить.

Не удивляйтесь, что я начну... со своей биографии. Она довольно поучительна. С юных лет я очень любила гимнастику, спортивные игры, неплохо каталась на коньках, на лыжах. Успешно выступала в различных соревнованиях. Окончив школу, я подала заявление в институт физкультуры.

По правде сказать, я больше всего рассчитывала, что, обучаясь в этом институте, стану хорошей спортсменкой. Так оно и вышло: за годы учения в инфизкульте я приобрела много знаний по технике и методике всех основных видов гимнастики, спортивных игр. Но, к моему удивлению, в программах института было много теоретических предметов, которые, казалось бы, не очень увязывались с понятиями «физкультура», «спорт». Большое место в нашей студенческой учебе занимало изучение основ марксизма-ленинизма, педагогики и ряда медицинских наук — гигиены, биологии, анатомии и физиологии человека, психологии и других.

Заканчивая вуз, я хорошо понимала, что только такая разносторонняя подготовка давала мне право считать себя специалистом по физической культуре. После нескольких лет работы в школах я сдала добавочные экзамены при мединституте и стала врачом.

Думаю, что короткий рассказ лучше, чем общие рассуждения, покажет вам, как близко соприкасаются врачебное дело и физическое воспитание. Напомню, что медицина делится на лечебную и профилактическую. Первая борется с болезнями, вторая старается их предупредить. Без профилактики нарушений нормального развития детей и подростков, без укрепления, закалки организма с юности до преклонного возраста невозможно побороть все болезни.

В отличие от быта трудового населения капиталистических и особенно колониальных стран в Советском Союзе и в других государствах, где строится или построен социализм, забота о здоровье народа — одна из самых главных задач. И в числе основных средств укрепления здоровья детей, молодежи и взрослых на боевой вахте стоят физическая культура, массовый спорт.

О правильном физическом развитии малышей заботятся в яслях и детских садах. В школьные годы кроме обязательных уроков физкультуры, гимнастики перед началом занятий и «физкультурных пауз» молодежь имеет возможность заниматься в группах и секциях по видам спорта (к сожалению, не все эту возможность используют!). Многие старшие школьники тренируются в юношеских секциях спортивных обществ, Дворцов и Домов пионеров.

Еще больше ребят занимается играми, гимнастикой, акробатикой на спортплощадках жэков, парков культуры и отдыха. Зимой к услугам школьной молодежи лыжные станции, катки. С каждым годом шире развивается школьный туризм — пешие походы, экскурсии на лодках, байдарках, на велосипедах по историческим или просто живописным местам своего края. А какую бодрость, какие полезные навыки дает пребывание ребят в пионерских лагерях!

Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие дефекты в осанке или перенесшие серьезные болезни, могут заниматься в группах лечебной физкультуры (ЛФК) при своих школах или при районных поликлиниках.

Была такая забавная песенка из кинофильма:

Если хочешь быть здоров,
Постарайся
Позабыть про докторов.
Водой холодной обливайся.
Если хочешь быть здоров...

Конечно, это шутка. Но в ней есть и доля истины: те, кто закаляют свой организм, укрепляют мышцы и волю с помощью гимнастики, спорта, туризма, гораздо реже обращаются к врачам. А если настоящий физкультурник и подвергнется инфекции или простуде, он легче и без осложнений перенесет болезнь, быстрее вернется к учебе или труду.

Вот почему опытный врач, прописывая те или иные лекарства, обязательно добавит: «А главное, соблюдайте режим, нормально питайтесь, больше бывайте на свежем воздухе». И тут же рекомендует те или иные физические упражнения, закаливание водой, солнцем, а перенесшим серьезную болезнь — прогулки, легкий массаж.

В науке издавна известно изречение: «Жизнь — это движение». Эта истина имеет отношение ко всей живой природе. В частности, она является основой физического воспитания человека.

Вы скажете: «Но мы и так всю жизнь что-то делаем, постоянно находимся в движении (когда не спим)». Это верно. Но для правильного развития организма нужны не какие-нибудь случайные, а разносторонние, специально подобранные движения, точнее — упражнения.

Упражнением называются движения, многократно повторяемые с оздоровительной, тренировочной или воспитательной целью. Из краткого школьного курса анатомии и физиологии вы знаете, что под влиянием среды и той или иной работы (физической или умственной) вырабатываются ответные реакции. И. П. Павлов назвал их «рефлексами». Постепенно эти рефлексы слагаются в прочные, постоянные «стереотипы».

«Под влиянием физических упражнений перестраивается работа всех органов нашего тела, деятельность всего организма»,— писал ученик И. П. Павлова проф. А. Н. Крестовников. Постепенно двигательные навыки совершенствуются, исчезает излишняя напряженность мышц, движения становятся свободными, точными. В конце концов, мы приучаемся выполнять нужные движения почти автоматически, то есть без обязательных «приказов» нашего главного руководителя — коры головного мозга.

Понятно, насколько такая тренированность нервной системы и всего тела облегчает любую нашу деятельность — в учении, в труде, в спорте.

Второе, не менее важное, значение физических упражнений на воздухе заключается в том, что они заставляют сердце сильнее наполнять кровью крупные и бесчисленные мелкие сосуды (капилляры), питающие все органы, ткани нашего тела. С током крови из них удаляются отработанные и вредные вещества. Такая «вентиляция» организма совершенно необходима для его нормального роста и сохранения работоспособности на долгие годы.

Теперь вы понимаете, как необходимы для жизни, как тесно связаны лечение, гигиена и активные занятия физической культурой и спортом. Недаром говорят:   «Физкультура — родная сестра медицины».

Сегодня мы беседовали с вами о приобретении и сохранении здоровья с помощью средств физкультуры. Это очень важное дело,— сказала в заключение врач.— Но физическая культура помогает воспитывать и другие ценные качества, способности, навыки. О них пойдет речь в следующих беседах.