Типы гипноза

При гипнотизации нам приходилось сталкиваться с различными типами гипноза. В основном известны три гипнотических состояния, так называемые летаргический, каталептический и сомнамбулический типы гипноза. Летаргический тип гипноза характеризуется тем, что при погружении в ту или иную глубину гипнотического состояния тело человека расслабляется все больше и больше. Если в малом гипнозе летаргического типа поднять руку испытуемого вверх, то вы чувствуете тяжесть в поднятой конечности, если внезапно отнять свою поддерживающую руку, рука загипнотизированного моментально упадет вниз, словно налитая свинцом. В среднем (по глубине) гипнозе это отяжеление мускулатуры выражено еще больше, а в глубоком — тело испытуемого расслабляется так, что положенное спиной на узкую подставку или спинку стула изгибается настолько, насколько это позволяет костный остов. Так велико расслабление всей мускулатуры тела. Наблюдается феномен (опыт) так называемой летаргической дуги.

При каталептическом гипнозе, наоборот, возникает одеревенение мускулатуры. Тело человека по мере засыпания и углубления гипноза становится все более и более крепким, мышцы человеческого тела напрягаются все больше. Так, например, если поднять руку испытуемого в легком гипнозе вверх, то рука словно застывает в воздухе. Если отнять поддерживающую руку, то можно видеть, как рука испытуемого остается в воздухе, «как палка». В среднем гипнозе можно наблюдать феномен так называемой «восковидной гибкости», когда тёло испытуемого застывает в тех позах (подчас весьма затейливых), которые вы ему придали. И, наконец, в глубоком гипнозе напряжение мускулатуры настолько велико, что положенное ногами на спинку одного стула, а головой на спинку другого, тело человека застывает как «каталептический мост». Этот феномен каталептического моста в старину поражал воображение естествоиспытателей. На грудь такого испытуемого можно было встать, положить большой камень, а человек как ни в чем не бывало продолжал спать. После пробуждения испытуемый ничего не помнил и никаких неприятных ощущений не испытывал. Каталептический тип гипноза ближе всего стоит к гипнозу животных.

В сомнамбулическом гипнозе наблюдается ряд интересных явлений автоматизма. Так, например, если в гипнозе малой глубины вы начнете вращать одной рукой вокруг другой, то это вращение будет продолжаться и тогда, когда экспериментатор отнимет свои руки. В среднем гипнозе этого типа можно наблюдать ряд уже более сложных движений. Так, например, загипнотизированный может спать сидя, стоя. Совершать ряд весьма сложных движений профессионального характера. Может спать с открытыми глазами, отвечать на вопросы не просыпаясь. Чувствительность испытуемого понижена, он резко заторможен, рефлексы снижены. Наконец, в глубоком гипнозе наблюдается феномен снохождения, когда загипнотизированный по внушению гипнолога движется по комнате, совершает ряд весьма сложных движений, напоминая лунатика. Все движения испытуемого гибки, плавны. Он не производит впечатления спящего. Загипнотизированному можно внушать различные иллюзии, галлюцинации (когда испытуемый видит то, чего нет в действительности). Например, что он удит рыбу, сидя на берегу реки, и забрасывает «удочки» в воображаемую воду.

В другом случае пожилому человеку внушают, что ему не 60, а всего 8 лет и он начинает, как маленький ребенок, говорить тонким голосом, строить домики из песка, писать каракули, рисовать картинки и т. д.

Особенно примечательны исследования в сомнамбулическом гипнозе с дачей испытуемому тех или иных несъедобных предметов: мела, ваты, угля, сырого картофеля, но с внушением, что это хлеб, мясо, фрукты. Испытуемый с большим удовольствием начинает поедать эти предметы. Любопытно, как показали лабораторные исследования, проведенные еще в прошлом столетии, что желудочный сок и слюна выделяются у этих людей как в количественном, так и в качественном отношении, как на хлеб и мясо. Словесный раздражитель, исходящий из гипнотизера, оказывается сильнее натурального раздражителя внешнего мира.

Насколько сильно речевое воздействие в гипнозе сомнамбулического типа на различные стороны жизнедеятельности человеческого организма можно показать на многочисленных фактах. Так, например, к руке загипнотизированного, погруженного в глубокий гипноз, гипнотизер прикасается каким-либо холодным предметом (карандашом, монетой, расческой), но внушает, что это раскаленный стержень. «Я Вас обжигаю!» — внушает гипнотизер, и что же? Испытуемый начинает испытывать сильную боль, его лоб покрывается каплями пота, изменяется пульс, дыхание, кровяное давление то подымается, то падает. Создается впечатление, что человек действительно испытывает сильную боль. Представляет интерес то явление, что через некоторое время на месте прикосновения появляется краснота, а далее волдырь, наполняющийся тканевой жидкостью. Слово обожгло (ожог второй степени). Эти исследования были неоднократно проверены и повторены различными экспериментаторами с неизменным успехом. Следует отметить, что этот опыт помог в свое время разоблачить «чудо» Луизы Лотто, заключавшееся в том, что больная истерическим неврозом женщина могла в момент религиозного экстаза, при громадном стечении религиозных фанатиков, путем самовнушения вызывать у себя на коже так называемые «стигматы христовы». У истерички возникал очередной припадок, она билась в судорогах, появлялась пена изо рта, она падала на паперти храма, а затем на коже кистей рук и тыле стоп появлялись кровавые пятна, именно в тех местах, где согласно библейской легенде у Христа были вбиты гвозди при его распятии. Парижская академия наук не могла объяснить тогда этого явления и тем самым «лила воду на мельницу» представителей церкви, которые утверждали, что это — «чудо». Правда, уже и тогда находились врачи и ученые, которые законно спрашивали: «Позвольте, кровавые пятна, «стигматы» появлялись на ладонных поверхностях и тыле стопы у их основания, а ведь гвозди вбивались при распятии преступников в Древнем Риме значительно ниже, чего Луиза Лотто, простая крестьянская девушка, не знала». Теперь загадка «стигматов христовых» уже давно перестала быть таковой. Впервые о них заговорили церковники в 1224 г., когда стигматы появились у «святого» Франциска Ассизского; затем эти явления приобретают широкий размах: в XIII в. —31 случай, в XIV в.— 22, в XV в. — 25. Всего церковь признала 321 случай. Объявленных святыми и блаженными среди стигматов насчитывается 61 человек.

Интересно отметить, что среди испытуемых сомнамбулического типа можно было наблюдать и ряд других людей. Так,  например, по руке загипнотизированного ударяют свернутой в трубку газетной бумагой с внушением, что это «удар палкой». Испытуемый вскрикивает от боли, а затем на месте «удара» возникает линейный синяк, как от действительного ушиба палкой. В другом случае рука испытуемого сомнамбулы была опущена в пустую банку, но с внушением, что она помещена в банку со льдом, и человек чувствует нестерпимую леденящую боль. Вскоре, как описывает профессор А. И. Картамышев, возникало отморожение кончиков пальцев I—II степени.