Страницы: 1 2

Потребление алкогольных напитков СССР

Совет Народных Комиссаров РСФСР 19 декабря 1919 г. принял подписанное В. И. Лениным постановление «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержащих веществ» («Известия ВЦИК», 1 января 1920 г.). Несмотря на строжайшее наказание за самогоноварение, предусмотренное данным постановлением, самогон оставался наиболее распространенным алкогольным напитком в стране. Если в 1922 г. было обнаружено 94 тыс. случаев самогоноварения, то в 1924 г.—275 тыс., в 1922 г. отобрано 22 тыс. самогонных аппаратов, а в 1924 г.— 73 тыс.1. По данным В. М. Четыркина (1924), ущерб, наносимый народному хозяйству самогонным промыслом вследствие траты зерна, топлива и т. п., составил в 1924 г. 235 млн. р.

Колоссальное потребление самогона, склонное к непрерывному увеличению, огромный ущерб, наносимый народному хозяйству самогоноварением, значительное количество токсичных сивушных масел в самогоне, доступность самогона в любое время и в любой деревне и связанная с этим опасность бесконечного расширения пьянства среди населения, наконец, безуспешность административных мер по борьбе с самогоноварением — все это вынудило правительство взять на себя производство водки и ввести винную монополию. Это было сделано и летом 1925 г. была расширена продажа 40° водки.

С отменой запрета на продажу спиртных напитков начала развиваться промышленность, вырабатывающая алкогольные напитки, особенно спирт, необходимый для производства водки и водочных изделий. Число винокуренных заводов увеличилось со 133 в 1924— 1925 гг. до 433 в 1927—1928 гг., а производство спирта за этот период возросло в 5,7 раза и составило в 1927— 1928 гг. 219,6 млн. л [Гуревич 3. А., Залевский А. 3., 1930].

В 1927 г. потребление абсолютного алкоголя на душу населения увеличилось более чем в 4 раза по сравнению с 1925 г., в основном за счет увеличения потребления водки (без учета самогона). Если учесть производство самогона, то потребление алкогольных напитков на душу населения будет значительно выше. ЦСУ РСФСР в 1928 и 1929 гг. обследовало по специальной анкете более четверти крестьянских хозяйств в сельских районах РСФСР. Обработка около 26 тыс. анкет позволила сделать ряд выводов, которые, не претендуя на полную достоверность, давали представление о потреблении спиртных напитков в деревне в 1927 г. (623 500 л самогона, что составило 7,5 л на душу населения). Процент крестьянских хозяйств, потребляющих спиртные напитки, составил 83,92.

В последующие годы производство алкогольных напитков увеличивается. Этилового спирта к 1940 г. произведено 89,9 млн. дал, из которых 39% шло на изготовление водки и ликеро-водочных изделий [Пыхов В. Г., 1973]. В 1940 г. в стране производилось 19,7 млн. дал виноградного вина и 121,3 млн. дал пива т. е. количество всех алкогольных напитков (в пересчете на абсолютный алкоголь) составило в 1940 г. 1,9 л на душу населения.

В послевоенный период производство всех алкогольных напитков к 1950 г. достигло почти довоенного уровня, и в последующем отмечается его увеличение.

Так, производство этилового спирта к 1970 г. по сравнению с 1940 г. увеличилось в 3,1 раза и составило 279,6 млн. дал (таблица 5).

По данным В. Г. Пыхова, примерно 50% производственного этилового спирта (преимущественно выработанного из пищевого сырья) расходуется на пищевые и медицинские цели; 60—62% от общей поставки спирта для этих целей идет на изготовление водки и ликеро-водочных изделий, около 30%—на изготовление различных вин. В послевоенные годы в нашей стране получила значительное развитие винодельческая промышленность. Так, в 1960 г. выпуск виноградного вина по сравнению с 1940 г. увеличился в 6,4 раза, с 1960 по 1970 г. продукция винодельческой промышленности возросла в 3 раза и составила 35,8% от общего объема алкогольных напитков [Бывшев В. Ф., Белоусова Е. А., 1973].

Динамика производства виноградного вина и пива в нашей стране представлена в таблице 6. Как видно из таблицы, производство виноградного вина увеличилось по сравнению с довоенным уровнем в 15 раз, а пива — в 5 раз.