Психогигиена

Еще одним направлением первичной неспецифической профилактики пьянства и алкоголизма является укрепление психического здоровья населения. Связанные с психической дезадаптацией индивидуально-психологические причины алкоголизации, видимо, наиболее резистентны к прямому воздействию социальных мер профилактики. Сущность индивидуально-психологических основ употребления алкоголя, как уже упоминалось выше, заключается в том, что в опьянении индивидуум компенсирует те или иные изъяны своего психического склада, трансформирует свое психическое состояние и перешагивает через реальные трудности адаптации в конкретной жизненной ситуации. Такой способ существования в дальнейшем приводит к развитию зависимости от алкоголя, поскольку вскоре вне приема спиртного индивид оказывается уже не в состоянии справиться со своими проблемами. Далее употребление алкоголя может перерастать в алкоголизм, который прогрессирует, следуя своим закономерностям, и отрывается от начальных индивидуальных причин. Однако одним из первичных звеньев развития заболевания, как показывает клиническая практика, во многих случаях являются затруднения в функционировании психики индивида.

Что порождает психическую дезадаптацию? С одной стороны, действуют вредные факторы: различного рода психические перегрузки, избыток информации, повышенная ответственность, значительная плотность социальных контактов, высокий темп деятельности и др. Часть таких факторов поддается социальной коррекции и будет со временем смягчаться, часть останется. Возможно присоединение и новых, пока еще неизвестных факторов, подвергающих испытанию человеческую психику. Вообще вряд ли можно представить идеальные тепличные, со щадящим психику режимом, условия жизни людей. Да и польза подобных условий сомнительна. Преодоление трудностей приспособления есть необходимое условие развития психики. Стало быть, если исключить явно чрезмерные разрушающие психику воздействия, то в качестве основной причины психической дезадаптации выступает несовершенство психической организации и психической саморегуляции конкретного индивида. А действующие на индивида вредные факторы, в том числе и алкоголь, проявляют это несовершенство.

Очевидно явное несоответствие уровня реальных психических возможностей среднего человека и потенциально достижимого сегодня необходимого уровня его развития. Диапазон психической адаптации, степень саморегуляции, развитие способностей у сегодняшнего человека существенно отстают от требований времени, не отличаются от соответствующих характеристик человека прошлых веков. Не будет сильным преувеличением утверждение о том, что и сегодня основные психические характеристики человека формируются в основном стихийно, на базе личного жизненного опыта.

В современных условиях уже недостаточно контролировать развитие психики с помощью традиционных педагогических приемов, порой бессистемных, малодифференцированных, не позволяющих добиться нужной индивидуализации, не способствующих выявлению и раскрытию самобытности человека. Современная психология, медицина, да и педагогика накопили интереснейшие данные, позволяющие совершенствовать процесс формирования психики, взять его под эффективный контроль. Недостаточна осведомленность населения и в вопросах улучшения психической саморегуляции, развития способностей. При сложившемся положении дел человек в стрессовой ситуации оказывается уязвимым, выбирает неверные варианты поведения, не может совладать с собственными нервами. Тут и приходит на помощь алкоголь в качестве своеобразного «психологического костыля».

Выход видится в строгом научном подходе к формированию и контролю за развитием психики начиная с самого раннего возраста. Приходится повторять, что психогигиенические мероприятия должны начинаться в семье и на родителей ложится ответственность за нервно-психическое здоровье ребенка с момента его появления на свет.

Очевидна связь между изъянами воспитания, искривлениями психического склада и поведения ребенка в ситуациях с последующими затруднениями в психической адаптации. Основы воспитания и психического развития детей должны стать достоянием каждой семьи. Следует увеличить объем педагогической помощи в неполных . семьях.

Особенно пристального внимания требуют семьи, употребляющие алкоголь. Древний афоризм «пьяницы рождают пьяниц» небезоснователен. По данным С. М. Громбах с соавторами (1985), из 100 детей со сниженным умственным развитием 90 были зачаты в состоянии опьянения. Постоянные конфликты в семье пьющих невротизируют ребенка. Родитель, злоупотребляющий алкоголем, теряет авторитет в глазах ребенка и фактически перестает выполнять свою родительскую функцию. Подражая, ребенок может усваивать отрицательные формы поведения, включая привычку к приему спиртного. По данным этих же авторов, у детей школьного возраста от родителей, больных алкоголизмом, в 95% случаев отмечаются нервно-психические отклонения различной степени выраженности.

Трудно переоценить роль школы в формировании психики и личности детей. Целесообразно значительно увеличить объем психогигиенических мероприятий в школе. Требуется повысить квалификацию педагогов в этом отношении, резко активизировать медицинскую службу школы, значительно поднять авторитет психолога в школьном образовании.

К сожалению, положение со введением штатных должностей школьных психологов никак не может миновать рамки эксперимента. Один из последних — продолжавшийся с 1981 по 1986 г. эксперимент в ряде московских школ под руководством Ю. Л. Бабанского. Но ведь еще в 1979 г. коллегия Министерства просвещения Эстонской ССР утвердила положение о школьном психологе. Уже накоплен немалый опыт...

Помимо контроля и непосредственного участия в развитии психической деятельности учащихся, выявления и оптимизации их способностей, на школьного психолога и врача должна лечь работа по психодиагностике и коррекции отклонений в психическом развитии. Необходим анализ каждого случая неуспеваемости, но особого внимания заслуживают следующие группы учащихся: а) с ситуационно-обусловленными психогенными психическими нарушениями; б) дети со стертыми психическими аномалиями и печальными признаками психических заболеваний, с неблагополучной наследственностью; в) дети с резидуально-органической церебральной патологией; г) дети с отклоняющимся поведением. Эти группы — поставщики индивидуумов, склонных к психической дезадаптации, не способных достичь успеха в основной учебной деятельности, самоутверждающихся в других сферах, потенциальных больных.

Возможно, программы психогигиены целесообразно ввести не только в школах, но и в специальных учебных заведениях, а также в высших учебных заведениях. Каждый выпускник должен свободно владеть основными психогигиеническими навыками. Психическое здоровье — это естественное препятствие на пути пристрастия к алкоголю.