Школа

Основной тип школы — средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с числом учащихся примерно от 400 до 1200. В сельских местностях — начальная школа с числом учащихся 40—80 и восьмилетняя школа с числом учащихся от 200 до 320.

Для успешного обучения учащихся и обеспечения им здоровых условий пребывания в школе земельный участок под школьное здание, само школьное здание, его планировка, оборудование и содержание должны максимально способствовать приспособлению развивающегося организма школьника к многочисленным и к тому же совершенно новым для него условиям. Это обеспечивается научно обоснованными гигиеническими нормативами, входящими в соответствующие законодательства, определяющими строительство и благоустройство школьного здания.

Основным документом, регламентирующим гигиенические требования, в настоящее время являются строительные нормы и правила (СНиП П-Л, 4—62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты») и в дополнение к ним «Задание на проектирование зданий общеобразовательных школ с продленным днем для части учащихся». (Утверждено Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 25 января 1968 г.)

Особенностью современного школьного здания является то, что оно состоит из пяти секций-блоков (учебной, производственной, спортивной, культурно-массовой и административно-хозяйственной), отделенных друг от друга и в то же время взаимосвязанных. Это позволяет обеспечить основные гигиенические принципы планировки: 1) отдельно расположить помещения для младших школьников, нуждающихся в силу возрастных особенностей (высокая возбудимость и быстрая истощаемость нервной системы, большая потребность в двигательной активности, более высокая инфекционная заболеваемость) в более щадящем режиме   по   сравнению  с учащимися старших классов; 2) возможность при односторонней или смешанной застройке коридора обеспечить оптимальные условия светового и воздушного режима в основных учебных помещениях и коридорах для отдыха учащихся; 3) изолировать помещения (учебные мастерские, гимнастический и актовый залы), в которых имеют место высокие уровни шума (в среднем 80—90 дБ), оказывающие неблагоприятное влияние на порог слуховой чувствительности и общую работоспособность учащихся.



В школьном здании предусматриваются: классные помещения для учащихся 1—4 классов размером 50 м2 (1,25 м2 на ученика), десять специальных учебных кабинетов размером 60—66 м2, комбинированная мастерская для мальчиков 4—8 классов по обработке металла, древесины и других видов труда с инструментальной; кабинет обслуживающих видов труда для девочек 4—8 классов; гимнастический зал, актовый зал, помещения столовой, медицинская комната и другие административно-хозяйственные помещения. Заполняемость 1—8 классов — 40 учащихся и 9—10 классов —35 учащихся.

Предусматривается отдельный земельный участок площадью от 0,5 до 3,0 га в зависимости от численности учащихся в школе, состоящий из четырех зон (учебно-опытной, спортивной, для отдыха и хозяйственной), широко озелененный (40— 50% от общей площади участка).

Активный отдых на участке относительно быстро восстанавливает сниженную под влиянием учебных занятий работоспособность учащихся.

Медицинское обслуживание школьников осуществляет школьный врач и медсестра или фельдшер. Оно охватывает: 1) врачебно-профилактическую помощь детям (углубленные осмотры, диспансеризация, динамические наблюдения за здоровьем, профилактические прививки); 2) повседневный контроль за санитарным состоянием школы и гигиеническими условиями (режимом, питанием, занятиями по физкультуре, организацией труда, отдыха и др.) и 3) постоянную пропаганду сан. знаний детям, педагогам, обслуживающему персоналу.

Школа. Общеобразовательная трудовая политехническая школа в СССР вооружает учащихся прочными знаниями, формирует у них коммунистическую сознательность и готовит молодежь к сознательному выбору профессии. Школа призвана осуществлять также эстетическое воспитание учащихся, укреплять их здоровье и способствовать физическому развитию.

Обучение в школе начинается в 7-летнем возрасте и делится на три этапа: 1—3-й классы — начальное образование; 4—8-й классы — неполное среднее, 9—10-й классы — среднее образование. В СССР 8-летнее обучение обязательно. В соответствии с Программой КПСС в ближайшем будущем станет обязательным 10-летнее образование.

Подавляющее большинство составляют 8-летние школы. Начальные школы сохранились только в сельских местностях с малой плотностью населения.

Помимо школы обычного типа, существуют специальные школы для детей с отклонениями в состоянии здоровья (слабовидящих, слабослышащих, умственно отсталых и т. п.), лесные школы (см.), а также так называемые профилированные школы, т. е. средние школы с углубленным теоретическим и практическим изучением в 9—10-х классах некоторых дисциплин (например, математики, физики, химии, биологии, гуманитарных предметов и т. п.). Имеются также школы с преподаванием некоторых предметов на иностранном языке.



Для детей, которым семья по тем или иным причинам не может обеспечить правильное воспитание, созданы школы-интернаты. Дети находятся в них на полном государственном обеспечении круглосуточно и лишь на воскресенье и праздничные дни и на каникулы по желанию возвращаются в семьи. Созданы также школы с продленным днем, в которых дети проводят весь день, питаются, гуляют, под наблюдением педагогов готовят уроки и возвращаются домой после прихода родителей с работы.

Независимо от общей вместимости школы предельная наполняемость классов — 40 человек в 1—8-х классах и 35—в 9—10-х классах.

Занятия в школе продолжаются с 1 сентября по 30 мая. В 5—6-х и в 9-х классах в июне проводится производственная практика, в 8-х и 10-х классах — экзамены. На протяжении учебного года трижды объявляются каникулы: осенью (5—9 ноября), зимой (30 декабря — 10 января), весной (24—31 марта). Предусмотрено не более 24 уроков в неделю для 1—4-х классов, 30 уроков для 5—7-х, 31 — для 8-х, не более 32 обязательных уроков для 9— 10-х. С 7-го по 10-й класс учащиеся по выбору посещают факультативные занятия в объеме не более 2 часов в неделю в 7—8-х классах и 4 часов в неделю — в 9—10-х классах.

Урок продолжается 45 мин. В первых классах разрешается сокращать длительность урока до 35 мин. Перерывы между уроками (перемены) продолжаются по 10 мин.; одна большая (между 2-м и 3-м уроками) — 30 мин. Разрешается заменять 30-минутную перемену двумя переменами по 20 мин.

На протяжении учебного дня функциональное состояние центральной нервной системы учащихся и, следовательно, их работоспособность меняются. Состояние школьников улучшается от 1-го урока ко 2-му, наилучшим становится на 2—3-м уроках; в последующем оно снижается в результате наступающего утомления; у младших школьников — после 3-го и у старших — после 4-го урока. 6-е уроки проходят обычно при сниженной работоспособности. Лучшим способом профилактики утомления учащихся служит правильное построение учебного дня: уроки, требующие неподвижности, должны сменяться уроками с повышенной двигательной активностью, уроки с преобладающей нагрузкой на вторую сигнальную систему — уроками с преимущественным использованием первой сигнальной системы.

Для восстановления работоспособности и отдыха большое значение имеют перемены. Во время перемен целесообразно стимулировать высокую двигательную активность учеников. Лучше всего проводить перемены в любую погоду на свежем воздухе.

Школа должна располагать специальным зданием и пришкольным земельным участком размером из расчета 40—50 мг на 1 ученика. На школьном участке выделяются следующие зоны: спортивная (площадка для спортивных игр, для гимнастики, легкой атлетики); учебно-опытная (сад, огород, зоологическая, метеорологическая площадки, классы на открытом воздухе); зона отдыха (площадки для подвижных игр и для тихого отдыха) и хозяйственный двор.

Помещения школы: учебные (классные комнаты, учебные кабинеты и лаборатории, учебные мастерские и спортивный зал), вспомогательные (рекреационные залы и коридоры, столовая или буфет, вестибюли с гардеробами, библиотека, комсомольская и пионерская комнаты, актовый зал, душевая, умывальные, уборные) и служебные (кабинет директора, учительская, канцелярия, кабинет врача).

Правильно спланированное школьное здание разделяется на отдельные блоки для учащихся младших и старших классов, включающие необходимые учебные и вспомогательные помещения, с раздельными входами и гардеробами, но легко сообщающиеся с помещениями общешкольного назначения.

Основное учебное помещение — классная комната. Площадь класса — не менее 50 м2 — позволяет расположить 40 ученических мест с удалением их от классной доски не менее 2 м и не более 8 м и не далее 6 м от светонесущей стены.

Учебные кабинеты для занятий историей, географией, литературой, иностранным языком должны иметь площадь не менее 50 м2.

Учебные лаборатории для занятий физикой, химией, биологией планируются из расчета 1,65—1,75 м2 на учащегося, т. е. всего около 70 м2. К ним примыкают лабораторные комнаты размером 15—20 м2. Учебные мастерские, рассчитанные на одновременную работу 20 чел., должны иметь площадь не менее 66 м2. Площадь рекреационных помещений исчисляется из расчета 0,6 м2 на учащегося.

В школах-интернатах, кроме перечисленных помещений, предусматриваются спальни из расчета 4 м'2 на каждого воспитанника и игровые комнаты из расчета 0,8—1,5 м3 на учащегося. В школах продленного дня необходимы также игровые комнаты, желательно смежные с классными комнатами.

Каждому учащемуся требуется в зависимости от возраста 12—20 м3 воздуха в час. Так как кубатура классной комнаты позволяет снабдить учащихся лишь незначительной частью этого объема, необходима рациональная система воздухообмена. Помимо различных систем вентиляции (см.), большую роль играет проветривание помещений. Правильное устройство фрамуг позволяет проветривать классы в любое время года и в присутствии учеников, не подвергая их охлаждению.

Оптимальная температура воздуха в классе 17—20°. Естественное освещение (см.) должно быть равномерным и обеспечивать коэффициент естественного освещения не менее 1,5% (желательно 2,0%). Этого можно достигнуть достаточной площадью светопроемов (световой коэффициент не менее 1 : 4), отсутствием перед ними зданий, заслоняющих свет, и достаточной отражательной способностью поверхностей стен и мебели. Наилучшая освещенность достигается при основном естественном освещении слева от учащегося и подсвете сверху или справа. При ориентации окон класса на юг большая поверхность нередко способствует перегреву, поэтому необходимо сооружение солнцезащитных устройств.

Искусственное освещение должно быть равномерно рассеянным. По действующим нормам освещенность класса принята при
лампах накаливания не менее 150 лк, при люминесцентном освещении — не менее 300 лк.

Школьная мебель должна обеспечивать правильную позу, предотвращать утомление, вызываемое длительным сидением. По конструкции и размерам она должна соответствовать росту и пропорциям тела учащихся различного возраста. До последнего времени наибольшее распространение в школах имела парта (см.). Сейчас многие школы снабжены столами и стульями. Доказано, что мебелью одного размера могут пользоваться дети, отличающиеся по росту не более чем на 10 см. Поэтому для школ нужна мебель нескольких размеров (номеров): от № 6 для детей ростом 110—119 см до № 12 для учащихся ростом 170 см и выше. В каждом классе обычно нужна мебель трех размеров. Школьная мебель должна быть проста, относительно легка и прочна. Сиденья должны предоставлять ученикам достаточную площадь опоры; столы должны быть достаточно просторными. Желательно, чтобы крышке стола можно было придавать различные положения — наклонное при занятиях чтением или письмом и горизонтальное при занятиях ручным трудом, биологией и т. п. Классные доски должны иметь гладкую матовую поверхность. Лучшим материалом для них служит линолеум. Рекомендуются классные доски зеленого цвета. Они меньше поглощают свет, чем черные, и создают лучшие условия видимости написанного.

Научное обоснование гигиенической организации учебного процесса в школе, строительства и оборудования школьных зданий разрабатывает особый раздел гигиены — гигиена детей и подростков (прежнее название — школьная гигиена).