Эвтаназия — «право на жизнь» или «право на смерть»?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Дистаназия в этимологическом значении — отрицание смерти. Практически в это понятие вкладывается требование максимальных мер спасения (героических усилий) для каждого больного, находящегося в терминальном состоянии. Ортотаназия — понятие, близкое к понятию пассивной эвтаназии. Этим понятием обозначают такое явление, когда врач не предпринимает особых усилий для спасения больного и не вводит средств, укорачивающих его жизнь, а ограничивается лишь мерами облегчения состояния. В настоящее время в Советском Союзе официально принята тактика дистаназии — оказание максимально возможной помощи больному, впавшему по той или иной причине в терминальное состояние. И это (нисколько не боясь громкого слова), можно смело сказать, великое достижение нашего социального строя, нашей медицины и во многих отношениях кардинальное решение проблемы эвтаназии.

А теперь поговорим об ятротаназии. От слов «ятрос» («иатрос») — врач и «танатос» — смерть. Казалось бы, это то самое понятие, что и активная эвтаназия, когда врач способствует смерти больного. Однако здесь есть принципиальная разница. Она заключается в том, что при эвтаназии врач старается облегчить смерть и в этом есть доля милосердия, хотя она и не может оправдать даже таких действий врача. В случае же ятротаназии речь идет совершенно о другом. Приведем один пример.

...Как-то терапевту пришлось консультировать больного на дому. У того было тяжелое заболевание легких с вторичным поражением сердца и легочно-сердечной недостаточностью. После осмотра врач сделал необходимые назначения, выписал рецепты и направился домой. Провожавший его родственник спросил:
—       Профессор, что вы думаете о состоянии больного? Выживет ли он и стоит ли мучить его всеми этими уколами и лекарствами?

Врача возмутили вопросы, и он, видимо, несколько резко ответил, что ему неприятны такие разговоры и что больного человека необходимо лечить до последнего его вздоха, всегда сохраняя надежду на выздоровление.

Родственник больного смутился:
—       Вы не думайте, что мы не хотим лечить его или желаем ему смерти. Все дело в том, что до вас была участковый врач, которая сказала, что все уже бесполезно и больного нет смысла лечить.

Теперь настала очередь смутиться профессору.
—       Врач не могла сказать такое, по-видимому, здесь недоразумение,— возразил он.

К сожалению, разговор с участковым врачом показал, что никакого недоразумения не было и она действительно сказала, что лечение бессмысленно. Возмутительнейший факт: участковый врач сама, единолично, ни с кем не советуясь, не консультируясь, не предпринимая усилий для госпитализации и активной терапии, объявила больного человека безнадежным и отказала по собственной инициативе ему в лечении, то есть обрекла его на гибель. Вот это мы и называем ятротаназией.

Есть все основания считать ятротаназию одним из самых неэтичных, самых аморальных явлений в медицине.