Заключение

В решениях Коммунистической партии неоднократно подчеркивалось, что передовая линия борьбы за научно-технический прогресс в медицине и здравоохранении проходит через науку и человеческий фактор. Медицина всегда была полем активного соревнования идей. Ей противопоказаны приспособленчество и конъюнктурщина, непомерная амбициозность и нежелание прислушиваться к голосу коллег. Надо раскрепостить мышление врачей от шаблонов, догм, стандартов, сделать его деятельным, активным, восприимчивым ко всем передовым идеям и методам диагностики и лечения. В медицинских коллективах должны царить атмосфера творчества, соревнования идей, сопоставляться различные точки зрения, ломаться устаревшие стереотипы. Диалектико-материалистическая философия учит мыслить творчески, нестандартно, развивать и совершенствовать демократические начала в работе медицинских учреждений. Без философии застывает, засыхает мысль, а клиническая практика скользит по поверхности жизненных проблем: «симптом — синдром — лекарство». Не вскрываются глубочайшие механизмы детерминации процессов, их структурно-функциональные связи и отношения. Сама медицинская наука конца XX века стала иной, чем она была несколько лет назад, и с прежними стереотипами мышления невозможно понять ее динамику. Значительно расширилась социальная функция медицины и здравоохранения, изменились взаимосвязи между различными сферами научной деятельности, теснее стала связь между фундаментальными теориями медицины, биологии, генетики, биохимии, биофизики и их прикладными клиническими аспектами. В современной медицине возрос удельный вес мировоззренческих и методологических проблем. Философия, методология, социология медицины и здравоохранения стали Неотъемлемыми составными частями врачебной деятельности и нравственной культуры врачевания. Без философской и нравственной культуры нет настоящего врача. Но пока в стране есть лишь единичные кафедральные коллективы общественных наук, где обстоятельно разрабатываются, преподаются и отражаются философские и социальные проблемы медицины. В учебниках и учебных пособиях по общественным наукам пока плохо отражены специфика и профессиональная направленность преподавания философии, политической экономии и научного коммунизма в высшей медицинской школе.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройка здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» выдвинуты задачи резко повысить качество и интенсификацию медицинской помощи, поднять профессиональный уровень, мастерство, нравственную культуру врачей и работу всех медицинских учреждений, создать программу гигиено-физического воспитания народа. Стратегия и тактика диспансерного наблюдения должны включить в себя программу динамического наблюдения за здоровьем каждого человека на протяжении всей его жизни, дать в руки врача информативные методы контроля за состоянием всех групп населения страны, начиная с детства и кончая лицами преклонного возраста.

Решить эти задачи советское здравоохранение может, лишь опираясь на медицинскую науку, на новый уровень ее материально-технической базы, на высокую компетентность врачей, их постоянный профессиональный рост, на их идейность и нравственную культуру.

Престиж врача в стране в последние годы стал невысок. В этом повинны прежде всего сами врачи. Но не только врачи, а и наша пресса, которая нередко замалчивает благодарные письма тысяч и «смакует» факты одиночных безобразий. Здесь нужны объективность и правдивость. Замалчивать даже единичные случаи профессиональных и нравственных пороков врачей не нужно, но надо показывать и примеры беззаветного служения долгу и врачебной присяге. Педагоги высшей и средней медицинских школ призваны неустанно совершенствовать идейно-воспитательную и методологическую, профессиональную и мировоззренческую работу, уделив первостепенное внимание формированию высоких нравственных качеств всех медицинских работников страны.

Перестройка здравоохранения — крупномасштабное государственное мероприятие, важное событие в жизни советского общества, в жизни многомиллионной армии медицинских работников. В процессе перестройки предстоит развивать лучшее из достигнутого отечественной медициной, устранить преграды на пути дальнейшего совершенствования дела охраны здоровья населения, увеличить вклад здравоохранения в развитие социалистического общества и его экономику, укрепление обороноспособности страны.

Еще в 1922 году В. И. Ленин в своем философском завещании «О значении воинствующего материализма» подчеркнул, что «без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае». Воспитание философской и нравственной культуры врача — процесс непрерывный, требующий целеустремленности и самостоятельной работы. В стране выросло новое поколение врачей, в достаточной мере владеющих методологией марксизма-ленинизма. Но не следует особо этим обольщаться. Будем до конца откровенны. Пока дают себя знать и эмпиризм, и слепой практицизм, и даже позитивистский нейтрализм в медицине — мол, обойдемся и без философии. Многое пока держится на энтузиазме одиночек. Ленинская идея укрепления союза философии и естествознания с медициной остается актуальной и в наши дни.

Разве можно осмыслить теорию нормы и теорию болезни, проблему развития (эволюционизма), целостности, структурности, детерминизма без диалектико-материалистического анализа этих проблем? Тот, кто размышлял над проблемой здоровья как личной и социальной ценности, кто задумывался о кодексе здорового образа жизни, о теории диагноза и теории лечения, кто думал о социальных проблемах профилактики, о здоровье здоровых, о врачебном гуманизме и эвтаназии, об этике врача и такте пациента, об экономике здравоохранения и стимулах врачебной деятельности, о диалектике и логике врачебного мышления, о культуре и авторитете врача, его социальном портрете, о социальной ответственности врачей в современном сложном и взаимозависимом мире,— тот поймет и согласится, что без философии и вне ее методологических и мировоззренческих установок этих вопросов не решить. Главное — не бояться отойти от стандартов и шаблонов, уметь дать смелую партийную оценку с научной позиции. Пока же идолы медицинской науки зачастую давят идеалы, а стандарты мышления, связанные с недооценкой здравоохранения, наносят непоправимый и дорогостоящий для страны материальный ущерб. Сейчас в мире около 90 врачебных специальностей, а к 2000 году их будет, вероятно, и все 100. Узкая специализация мешает видеть горизонты врачевания.

В СССР 4 миллиона человек ежедневно по болезни не выходят на работу, и на этом мы теряем в год до 7 миллиардов рублей. Примерно 700—800 тысяч работающих матерей ежедневно отрываются от труда в связи с уходом за больным ребенком. Арифметика проста: снизьте хотя бы на 50% заболеваемость в том и другом случае, и страна дополнительно получит миллиардные материальные ценности. А в литературе догматики продолжают говорить о «непроизводительном характере врачебного труда». Начисто забыто положение Карла Маркса о производительном характере науки. Труд врача по восстановлению трудоспособности человека (главной производительной силы общества, по Ленину!) есть труд в высшей степени производительный.

Когда-то А. В. Луначарский назвал марксизм-ленинизм «симфонией человеческого духа и вершиной общечеловеческой культуры». И преподавать марксизм нужно так, как исполнять симфонию, так, чтобы это преподавание затрагивало мысли и чувства будущего врача, чтобы не было серятины, бормотания прописных истин.

Воспитание верности — так мы определили бы конечный результат и цель нашей книги. Верность долгу, верность делу, которому призван служить врач, верность идеалам Родины и Отчизны, верность настоящему и будущему нашей жизни. Философия и нравственная культура врачевания есть мудрость медицины.