Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию и санитарному содержанию школ

Размещать школы в городе следует таким образом, чтобы радиус обслуживания не превышал для детей младшего школьного возраста 0,5 км, а для детей старшего школьного возраста 1 —1,5 км. В сельской местности радиус обслуживания увеличивается до 5 км. В этих случаях организуется подвоз учащихся к школе или при школах создаются интернаты.
Земельный участок должен полностью отвечать общим санитарным требованиям в отношении состава почвы, уровня стояния грунтовых вод и др., обеспечить возможность проведения некоторых видов учебно-воспитательной работы (физкультура, сельскохозяйственный труд, естествознание и др.), а также организации отдыха учащихся.
Площадь Школьного участка зависит от местных условий, типа школы, количества учащихся. Для начальной школы отводится участок 0,5—1 га, для средней школы — от 1 до 2 га, для школы-интерната — до 3—4 га.
Зеленые насаждения должны занимать не менее 20% всей площади участка.
Здание школы должно удовлетворять как педагогическим, так и гигиеническим требованиям. С 1935 г. в нашей стране был принят тип школьного здания с односторонней застройкой коридоров, прилегающих к классам, что дает возможность организовать сквозное проветривание классов. Широкие коридоры используются для пребывания учащихся во время перемен.
В настоящее время разработаны и разрабатываются новые проекты школ, которые имеют некоторые отличительные особенности:
— здание строится по павильонно-блочной системе с теплыми переходами и раздельным размещением классов для младших и старших школьников;
—     для пребывания школьников во время перемен предусматриваются рекреационные залы;
—     учебные мастерские располагаются в отдельном здании.
Основными помещениями, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс в школе, являются классы, лаборатории, физкультурный зал, мастерские. К вспомогательным помещениям относятся коридоры, рекреационный зал, раздевальня, буфет и др.
Классные комнаты проектируются из расчета 1,25 м2 на каждого учащегося, общая площадь класса 50—52 м2. В нашей стране строят прямоугольные классы длиной 8,2 м и шириной 6,4 м. Высота классов установлена 3,3 м. Воздушный куб на одного учащегося 4,3—4,4 м2.
Расстояние от первого ряда парт до окон должно составлять 0,5 м, третьего ряда от внутренней стены — 0,8—0,9 м, между передними партами и доской — 2,5 м. Окна расположены слева от учащихся с ориентацией на юг, юго-восток. Ориентировать на северо-восток и северо-запад можно не более 25% классов.
Освещение оказывает воздействие на орган зрения и весь организм в целом. Поэтому на освещение школьных помещений следует обращать особое внимание. Коэффициент естественной освещенности для средней полосы СССР должен быть равен 1,5% (на месте, наиболее отдаленном от окна). Глубина класса (при боковом одностороннем освещении — расстояние от стены с окнами до противоположной стены) не должна превышать двойной высоты от верхнего края окна до пола, а световой коэффициент должен быть равен 1/4—1/5. Наряду с естественным освещением в школах должно быть достаточное искусственное освещение. Оно осуществляется с помощью ламп накаливания или люминесцентных ламп и должно составлять 150 лк (при люминесцентном освещении — 300 лк). Для этого в типовом классе располагается 6—8 светильников мощностью 400 Вт, подвешенных на расстоянии 2,8 м от пола. Освещение должно быть рассеянным и равномерным, что обеспечивается применением соответствующей арматуры (сборная люцета, молочный шар, светильник СК—300).
Для обеспечения чистоты воздуха, а также для создания нормальных микроклиматических условий в школе важное значение имеет рациональная вентиляция. Пользуются центральной приточно-вытяжной вентиляцией или естественной вентиляцией с помощью фрамуг или форточек. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразно применение фрамуг, направляющих поток холодного воздуха вверх и тем самым позволяющих проветривать помещение в присутствии детей. Целесообразно сквозное проветривание, которое эффективнее обычного в 5—10 раз.
Для классных помещений наиболее благоприятна температура воздуха 16—18°, относительная влажность — 40—60%. Колебания температуры в горизонтальном направлении не должны превышать 1—2°, в вертикальном — 1,5—2°. Химический состав воздуха в школьных помещениях нормируется по содержанию углекислого газа (не более 0,1% по объему).
Необходимый температурный режим в классных помещениях поддерживается отоплением. В детских учреждениях целесообразно водяное отопление низкого давления или панельное (лучистое).