Поведение врача и матери во время гинекологического исследования ребенка

Почти во всех разделах медицины важнейшая роль отводится профилактике; но этим положением пренебрегают в гинекологии детского возраста. И родители, и врачи под самыми различными! предлогами чрезмерно воздерживаются от гинекологического осмотра девочек. Очень мало внимания уделяется аномалиям развития, проявляющимся в грудном или раннем детском возрасте; значительную часть этих аномалий можно было бы устранить, если их распознать вовремя. Около 30% всех тяжелых заболеваний у женщин составляют заболевания женских половых органов, но, несмотря на это, девочки очень редко подвергаются гинекологическому исследованию в наиболее важные периоды роста и развития. Родители и врачи обычно начинают проявлять заботу и тревогу лишь тогда, когда заболевание становится совершенно очевидным.

Для иллюстрации хаоса  царящего в этой области, можно привести высказывание Peter («Детская гинекология в Чехословакии», Gynec. prat., 1962, 13, 7—11); «Исходя из требований практики мы организовали 12 сентября 1940 г. детские гинекологические кабинеты; это была первая детская гинекологическая служба в Европе. У нас не было большого опыта в диагностике и лечении. Что касается теоретических вопросов, мы не имели соответствующей подготовки даже по элементарным вопросам физиологии и патологии. Скудные знания, которыми обладали, мы приобрели благодаря изучению проблем в связи с гонореей; этими проблемами были вынуждены заниматься не только венерологи, но и гинекологи и педиатры. Особенно большую исследовательскую работу провели американец Lewis и венгр Dobszay. За исключением этих двух авторов, врачи не занимались изучением биологии половых органов у детей. Многие врачи упорно не замечали актуальных проблем, более того, некоторые из них ханжески отвергали эти проблемы, утверждая, что аморально обращать внимание девочек на их половые органы. Скажу сразу, что подобные взгляды считаю глубоко ошибочными и что  страх перед девственной плевой  мешал многим врачам произвести гинекологическое исследование у девочек, которых родители приводили для осмотра... Врач обходился с девочкой как со взрослой женщиной именно потому, что не был знаком с биологией детских половых органов.

Итак, когда мы начали заниматься гинекологией детского возраста, у нас не было почти никаких точных данных и мы должны были начинать, рассчитывая лишь на собственные силы и знания. Было необходимо систематизировать известные, но разбросанные данные, уточнить женские признаки в детском возрасте и выявить биологические принципы. Нужно было создать пропедевтику гинекологии детского возраста, причем с учетом этиологических факторов. Задача была не из легких; мы вскоре убедились на собственном опыте, что те скудные знания из области гинекологии детского возраста, которыми мы обладали, были неверными и часто уводили нас на ложный путь».

Нам кажется, что приведенные высказывания Peter являются наглядной иллюстрацией отставания этой дисциплины; из его высказываний ясно, что врач, посвятивший себя этой проблеме, должен бороться со многими трудностями, преодолеть ряд теоретических барьеров и изменить многие свои взгляды.

В наше время, когда врачи уделяют особое внимание психическому фону некоторых заболеваний, придается особое значение своевременному распознаванию и лечению гинекологических заболеваний.

Будущей производительной способностью девочки обычно начинают интересоваться лишь тогда, когда выявляется патологическое состояние или тенденция к отклонению от нормального развития. Распознавание врожденных аномалий еще до периода полового созревания важно еще и потому, что установление диагноза и лечение в этом периоде может вызвать психическую травму.

Родители, которые регулярно обсуждают с врачом рост или упитанность их ребенка, обычно не склонны отвести ребенка к врачу на гинекологический осмотр, чтобы выяснить, например, правильно ли развиты органы малого таза; нужно добавить, что и врач, как правило, не настаивает на гинекологическим исследовании. Это явление — не что иное, как архаическая попытка сохранить «девственность» ребенка. И родители, и врач проявляют лишь ложный стыд, когда, ссылаясь на физиологические причины, «оберегают» ребенка от гинекологического исследования. Подобные взгляды совершенно необоснованны, так как осмотр половых органов у новорожденных и маленьких детей не может вызвать психической травмы хотя бы по тон простой причине, что ребенок в возрасте 2—3 лет еще не осознает свою половую принадлежность. Родителям нужно объяснить, что исследование органов малого таза в более позднем возрасте может сопровождаться серьезной психической травмой, если не обратить своевременное внимание на развитие половых органов. Но и врачи должны осознать, что квалифицированный гинекологический осмотр девочек и молодых девушек приносит только пользу. В практике еще часто встречаются случаи, когда врач-гинеколог, не произведя гинекологического осмотра, дает отцовские советы молодой девушке, обратившейся к нему за консультацией перед вступлением в брак.

Девочка, приближающаяся к периоду полового созревания, уже имеет ясное представление о поле, и она хочет услышать не туманные объяснения, а четкие ответы на интересующие ее вопросы. Реакция девочки на гинекологическое исследование, производимое в позднем детском возрасте, является зеркальным отражением поведений родителей или врача.

Дети обычно с трудом соглашаются на исследование не потому, что само исследование внушает им страх, а потому, что не хотят пропустить какое-нибудь приятное развлечение или игру.

Мы поддерживаем мнение Allen, считающего, что детей нужно постепенно приучать к гинекологическому исследованию.

По ряду причин это у нас пока что не осуществимо, но в принципе было бы правильно, чтобы мать, обращающаяся для гинекологического осмотра, брала с собой и свою дочь, достигшую 7—10-летнего возраста. В таком случае ребенок воспринимал бы исследование как абсолютно нормальное и необходимое действие. Гинекологический осмотр был бы лишен мистики, не сопровождался бы вредными психическими реакциями и возникновением патологических условных рефлексов. Обычное гинекологическое исследование облегчило бы в значительной степени не только работу врача, но и положение больной.

Можно надеяться, что в результате гинекологического осмотра новорожденных девочек и периодических осмотров в последующие периоды детского возраста удастся предотвратить часть нарушений половой функции.