Вступление

Страницы: 1 2

Отчего же люди болеют? Вопрос этот тревожил древних точно так же, как нас с вами сегодня. Но на этом сходство кончается. Слишком разные ответы дает на него старинная и современная медицина.

Допустим, вам нездоровится: болит горло, голова тяжелая, трудно дышать. Вызывают врача. Он прослушает, как работает сердце, нет ли подозрительных хрипов в легких. Его диагноз уточняют с помощью анализов, рентгеновских снимков. Ведь даже обычная простуда — дело нешуточное.

Если заболевание серьезное, человек ложится в больницу на исследование. Привычное для нас слово. Но вдумайтесь в него: врач идет по следам, оставленным болезнью, опознает ер и вступает в борьбу с недугом.

Нашим предкам приходилось лечиться наугад. Их рецепты и медицинские предписания долгое время переходили от поколения к поколению, пополняясь и верными наблюдениями и суевериями. Например, при насморке рекомендовали на ночь закапывать в нос теплое масло и согревать им голову. Это безусловно помогало. Но предписание кончалось так: «Два средних пальца правой руки, связанные между собой ниткой, унимают насморк». Нарывы лечили подорожником, медвежьим жиром, смешанным с равным количеством воска. В то же время считалось, что привязанная к горлу змеиная голова в полотняном платке действует так же целительно. При появлении фурункулов следовало втереть в них мизинцем мух в нечетном количестве, а кто жаждал немедленного исцеления, тот должен был окружить фурункулы девятью зернами ячменя и затем все их бросить в огонь левой (непременно левой!) рукой.

Если бы древним врачевателям сказали, что можно увидеть внутренние органы человека, не убивая его, они приняли бы это за шутку или величайшее чудо. Если бы им показали с помощью современного микроскопа невидимых глазом возбудителей многих болезней, они приняли бы обыкновенного лаборанта за могущественного бога. Но скорее всего, просто не оценили бы значения того, что увидели.

Слишком долгим и сложным был путь развития медицины. Предстояло изучить устройство человека, деятельность всех его внутренних органов, их взаимную связь. Исследовать тысячи видов нарушения этой деятельности, распознавать болезни по их наружным и внутренним признакам. Нужно было учиться оперировать и найти обезболивающие средства. Лекарства, инструменты, приборы — на их создание уходили столетия.

И пока знание не прошло определенный путь своего развития, пока не встали на ноги анатомия и физиология, хирургия, наука о лекарствах, пока не появились новые отрасли медицины, уточняющие и дополняющие старые, нечего было и думать о верном распознавании болезни, об успешном лечении. Поэтому смертность среди людей и была такой высокой, поэтому они рано старились. Часто не знали, из-за какого недуга в расцвете сил скончался близкий человек. Проще всего было предположить, что его внезапно настигла стрела бога Аполлона или что кончились дни жизни, отмеренные ему другим богом — Христом.

В центр своей деятельности и религия и медицина одинаково ставили человека. Только медицина заботилась о его теле, а религия — о душе. Медицина стремилась облегчить страдания человека, действовала во имя земных целей, религия ставила целью небесное спасение. Эти цели не совпадали — они исключали друг друга.

Долгое время церковь была самым высоким зданием в городе. Долгое время она занимала господствующее положение в общественной жизни и, пользуясь своими преимуществами, тормозила развитие медицины. Служители религии вмешивались в работу исследователей, определяли степень ее угодности богу. То, что они защищали, обычно бывало вчерашним днем науки, и медицины тоже.

Наука боролась за истину. Она открывала великие тайны жизни людей и природы. Религия осуждала эти поиски. Непознанное в природе и человеке составляло основу ее могущества. Чем больше тайн, тем слабее человек, тем сильнее власть религиозной веры.

Да, дорога к торжеству научной медицины была и дорогой ее борьбы с религией и церковью. Эта дорога достаточно длинна и вся не уместится в одной книге. Наметим несколько важных ее участков: анатомия, хирургия, обезболивание. Вы познакомитесь с тем, как человек размышлял о причинах болезней и способах их преодоления, как он шел через тьму ошибок и заблуждений к верным научным представлениям, какие противники поджидали его на этом пути и как отступали они, пока научное, материалистическое мышление не одержало верх, не оттеснило религиозную веру с главного своего пути.