«Лекарство» для здоровых

Страницы: 1 2 3
«Проведение физической культуры в 
детском возрасте, в период усиленного роста 
организма, когда все органы и ткани наиболее 
способны к развитию и, если нужно, к регенерации,
является особенно ценным и эффективным».
                         Проф. Г. Н. Сперанский
              

Чаще всего причиной плохого физического развития является несоблюдение двигательного режима, отсутствие закаливания и систематических занятий физическими упражнениями.

Зачастую ослабленные дети вместо систематической тренировки физическими упражнениями освобождаются от занятий на уроках физкультуры в школе, и нередко решающую роль в этом играют родители, под разными предлогами уговаривающие школьных врачей не «нагружать» сына или дочь.

В школах установлено распределение учащихся, в зависимости от их состояния здоровья, на группы по физкультуре.

Большинство школьников относится к так называемой «основной» группе, куда включаются все здоровые дети, без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также те, у кого имеются незначительные отклонения, но достаточная физическая подготовленность.

Вторую группу, «подготовительную», составляют учащиеся с небольшими отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Сюда же относят детей, которые обладают слабой физической подготовленностью. Они занимаются на уроках физкультуры вместе с основной группой, но освобождаются от сдачи норм БГТО и ГТО I ступени. В подготовительной группе такие ребята числятся временно и после соответствующей подготовки переводятся в основную группу.

И наконец, к третьей, «специальной», группе относятся школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Такие
дети не допускаются к занятиям по общешкольным программам физического воспитания, а некоторые из них, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от уроков физкультуры. К сожалению, не во всех школах организованы специальные группы. А ведь ослабленному ребенку особенно необходимы физические упражнения, улучшающие функциональное состояние его организма, укрепляющие его мышцы.

Какими же видами спорта можно и нужно заниматься детям, плохо развитым физически? И почему им особенно необходимы физические упражнения?

При систематических занятиях физкультурой и спортом развивается мышечная система: увеличивается масса мышц, их объем, они становятся сильнее; физические упражнения увеличивают скорость сокращения мышц, повышают их эластичность, растяжимость. Правильно организованные и дозированные физические упражнения способствуют росту костей, развитию костного скелета.

Под влиянием систематических занятий физкультурой сердце начинает сильнее сокращаться; увеличивается частота и глубина дыхания, что улучшает вентиляцию легких. Совершенствуются также и двигательные качества — быстрота, выносливость, ловкость и сила, они развиваются в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Прежде всего о гимнастике. Упражнения так называемой основной и гигиенической гимнастики оказывают на организм детей выраженное оздоровительное влияние. Они расширяют двигательную координацию и повышают разносторонность физической подготовки ребенка. Занятия гигиенической гимнастикой широко рекомендуются всем детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, в любом возрасте. С разрешения врача уже с 6—7 лет можно начинать занятия художественной гимнастикой, особенно детям с нарушениями осанки, а приступать к тренировкам в подготовительных группах детских спортивных школ можно с 8 лет.

Легкая атлетика включает ряд различных по своему характеру и по влиянию на организм упражнений, это — ходьба, бег, прыжки, метания. Так, если занятия ходьбой и бегом развивают главным образом функции кровообращения и дыхания, повышают выносливость, то прыжки и метания больше совершенствуют координацию движений. Сочетание этих упражнений способствует разностороннему физическому развитию и тренированности организма. Начинать занятия в секциях легкой атлетики разрешают с 11 лет.