Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

Этот раздел рассказывает о пользе занятий физкультурой для детей, перенесших то или иное заболевание либо предрасположенных к нему.

Родители узнают, какой вид спорта и в какой дозировке можно «принимать» ребятам с ослабленным здоровьем в качестве лечебного, исцеляющего средства.

К врачам специалистам по лечебной физкультуре, часто обращаются родители детей, перенесших в раннем детстве самые разнообразные заболевания или страдающих какой-нибудь хронической болезнью в настоящее время.

Всякое заболевание дезорганизует нормальную жизнедеятельность организма. Ограничение движений всегда весьма тяжело воспринимается детьми, так как потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, его нормального формирования и развития.

Восполнение у детей дефицита движений при помощи физических упражнений является одной из главных задач лечебной физкультуры.

Естественно, что в каждой семье, в которой растут дети, ослабленные физически или перенесшие те или иные заболевания, необходимо организовать правильное физическое воспитание своего ребенка дома. Родители должны уметь полноценно использовать средства физической культуры в лечебно-оздоровительных целях.

В этой книжке рассказывается об организации физкультурных занятий с ослабленными детьми и с ребятами, перенесшими заболевания, которые надолго лишают детей свойственной организму подвижности и задерживают их физическое развитие. Дается ряд практических советов о правильном физическом воспитании ребенка.

Рекомендации массажа и гимнастики при рахите, кривошее и косолапости относятся к детям раннего возраста, преимущественно до трех лет. Лечебная гимнастика при болезнях сердца, легких и заболеваниях опорно-двигательного аппарата — к дошкольникам и школьникам.

Естественно, что возрастные отличия должны учитываться при дозировке упражнений, степени сложности их и выработке навыков сочетания дыхания с движениями.

Чем младше дети, тем меньше следует требовать от них четкости и чистоты в выполнении упражнений.

Рекомендуемые при различных заболеваниях специальные. упражнения должны применяться только в сочетании с общеразвивающими физическими упражнениями.

Важнейшей физиологической особенностью детского организма является чрезвычайная пластичность его нервной системы. У детей при правильном двигательном режиме особенно быстро развиваются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливаются нервные рёгуляции, нарушенные патологическим процессом.

С разрешения врача после перенесенных заболеваний, о которых мы вам расскажем, нужно умело начинать занятия с ребенком, систематически и регулярно проводить тренировку.

Мы постараемся помочь вам использовать элементы физической культуры для проведения лечебной гимнастики и закаливания с целью улучшения здоровья и физического развития ваших детей.

Помните, что полное освобождение от занятий физическими упражнениями допускается только как временная мера и оправдано лишь при острых заболеваниях.

Мы посвящаем раздел рекомендациям лечебной гимнастики детям не во время острых заболеваний — этим занимаются методисты лечебной физкультуры в больницах и поликлиниках. Мы хотим помочь родителям организовать в домашней обстановке правильное физическое воспитание детей, перенесших в недалеком прошлом заболевания сердца, легких, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, и, кроме того, детей, ничем не болеющих, но физически слабо развитых, худых, бледных, а иногда и чрезмерно полных, постоянно жалующихся на слабость и утомление.

Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей красивыми, хорошо физически развитыми? Нет такой матери, нет такого отца, которые считали бы здоровье детей чем-то второстепенным. В здоровье детей — каше счастье, наше будущее.

Сейчас уже все ясно понимают, какое огромное значение для здоровья детей и подростков имеет физическое воспитание. Ему в нашей стране уделяется все большее и большее внимание.

В Программе КПСС, решениях XXIII съезда КПСС физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важных средств воспитания советского человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В августе 1966 года Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР вынесли постановления о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта. Органам народного образования поручено организовать занятия по физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Министерству здравоохранения СССР предложено расширить использование физической культуры в Лечебно-профилактической работе медицинских учреждений; увеличить сеть кабинетов лечебной физкультуры при поликлиниках.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы наши дети росли здоровыми, сильными, ловкими и выносливыми.

Но как бы хорошо ни была организована работа по физическому воспитанию учащихся в школах, лечебная в кабинетах лечебной физкультуры, без активной помощи родителей она не принесет должной пользы. Это должны знать в каждой семье, понимать все родители. Тогда советы и рекомендации преподавателей физического воспитания, методистов и врачей не пропадут даром.