ЛФК при заболеваниях и травмах головного и спинного мозга (общие основы методики проведения занятий)

К поражениям головного мозга относятся: острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (арахноидит, энцефалит и др.) и опухоли.

При поражениях головного или спинного мозга, выражающихся в парезах или параличах любой этиологии (травма, инсульты, заболевания, удаление опухолей), проводится комплексное лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем: кровообращения, дыхания, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение кроме лечебных мероприятий (физиотерапевтические процедуры, медикаментозная терапия, массаж, специальные физические упражнения и т. д.) входит обучение больного передвижению и ходьбе — вначале с опорой — с костылями, ходилками-четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам.



В I периоде занятия лечебной физической культурой проводятся в течение 15—20 мин несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнений медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включаются лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.

Во II периоде продолжительность занятий составляет 30— 40 мин. Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без опоры.

В III периоде занятия продолжаются от 1,5 до 2,5 ч (включая одевание и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный. Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, на тренажерах с максимальной активной нагрузкой. Больного обучают ходьбе без ортопедической аппаратуры и опоры. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта — волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др.