Психастения

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточенностью внимания на своей личности, на переживаниях. Патофизиологической основой этих особенностей больных психастенией является патологическое преобладание второй сигнальной системы, наличие в ней очагов застойного возбуждения, инертность корковых процессов. Часто наблюдающиеся при этом навязчивые состояния (навязчивые мысли, действия, влечения) являются отражением чрезмерной инертности очагов возбуждения, а навязчивые страхи (фобии) — инертного торможения.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются «расшатывание» патологической инертности корковых процессов и подавление очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Решить эти задачи позволяют упражнения, эмоциональные по характеру, быстрые по темпу, совершаемые автоматически. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, исполняемой в темпе, переходящем от умеренного к более быстрому, вплоть до аллегро. Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршевых песен. В комплекс физических упражнений необходимо широко вводить игровые упражнения, игры, эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности и пониженной самооценки, застенчивости рекомендуется включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.



При формировании группы для занятий в нее целесообразно включать несколько выздоравливающих больных, эмоциональных, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха.

Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении, выполняемые парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом; для преодоления чувства нерешительности, неуверенности в себе — упражнения на снарядах, в равновесии, прыжки, преодоление препятствий.

Во время занятий методист должен всеми средствами способствовать повышению контактности больных с собой и друг с другом.

Задача — возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус больных — достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120, затем от 70 до 130 и в последующих занятиях от 80 до 140.

В заключительной части занятия проводятся упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.



Примерный комплекс упражнений при психастении

1. Построение по кругу лицом внутрь. Подсчет частоты пульса.
2. Движение по кругу поочередно в одну и другую сторону, взявшись за руки, с ускорением.
3. Движение по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением.
4. И. п. — основная стойка. Расслабиться, принять положение «вольно».
5. И. п. — основная стойка. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой) с ускорением от 60 до 120 раз в минуту.
6. И. п. — ноги на ширине плеч, руки в замок. 1—2 — поднять руки над головой — вдох, 3—4 — опустить руки через стороны — выдох. 4—5 раз.
7. И. п. — руки вперед. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением от 60 до 120 раз в минуту. 20—30 с.
8. И. п.—ноги на ширине плеч, руки в замок, 1 — поднять руки над головой — вдох, 2 — резко опустить руки между ногами с криком «ха». 4—5 раз.
9. И. п. — ноги вместе, руки на пояс.  1—2 — присесть — выдох, 3—4 — встать — вдох. 2—3 раза.
10. И. п. — стоя на носках. 1 — опуститься на пятки — выдох, 2 — подняться на носки — вдох. 5—6 раз.
11. Упражнение на сопротивление в парах:
а) стоя лицом друг к другу, взяться за руки, согнув их в локтевых суставах. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую разгибает в локтевом суставе. 3—4 раза;
б) стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Упираясь коленями в колени товарища, присесть, выпрямляя руки, затем подняться. 3—4 раза.
12. Упражнения с медицинболом:
а) стоя в круге друг за другом. Передача мяча назад за голову. 2—3 раза;
б) перебрасывание мяча друг другу двумя руками на расстоянии 3 м.
13. И. п. — стоя перед мячом. Прыжок через мяч, повернуться кругом. 4—5 раз.
14. Упражнения на снарядах:
а) равновесие — пройти по скамейке, бревну, доске и т. п. 2—3 раза;
б) прыжки с гимнастической скамейки, с коня и т. п. 2—3 раза;
в) подняться по шведской стенке, взяться руками за верхнюю рейку, в висе отвести ноги от стенки  вправо и влево, 2—3 раза. Опуститься вниз, держась руками и опираясь на ноги.
15. И. п. — основная  стойка.   1—2 — подняться на  носки — вдох, 3—4 — опуститься на полную ступню — выдох. 3—4 раза
16. И. п. — основная стойка. Попеременно расслабить руки, туловище, ноги.
17. И. п. — основная стойка. Подсчет пульса.