Травмы головного мозга, опухоли, воспалительные заболевания

Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с более глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся: парезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

При травматических повреждениях головного мозга I период лечебной физической культуры соответствует переходу больного из состояния острого течения болезни в подострое (режим покоя); II период — переходу из подострого состояния в хроническое или к выздоровлению (полупостельный режим); III период — окончательному клиническому выздоровлению, требующему тренировки функций пострадавшего органа и всего организма, а при невозможности полного восстановления — максимальному развитию компенсаторных приспособлений организма к окружающей среде (тренирующий режим).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначают после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику — за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть.

При парезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

В I периоде упражнения выполняются в исходном положении лежа на спине. При все видах повреждений головного мозга исключаются упражнения для головы, так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т. д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статического типа) и упражнениям для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5—10 упражнений с минимальным числом повторении (дыхательные по г—б раза, остальные по z—ч раза;. 1емп их выполнения медленный, дыхание 1:1. В первые 3—4 дня занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного — 3—4 раза; их продолжительность увеличивается за счет освоения новых упражнений и к концу периода может быть доведена до 15—20 мин.

Во II периоде выполняются дыхательные упражнения динамического типа и совместные упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лежа и сидя, в минимальной дозировке (1—2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больными совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1—2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включают упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки). При парезах и параличах больные выполняют упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах пострадавшего обучают самостоятельному расслаблению мышц. Занятия во II периоде проводятся 3— 4 раза в день, продолжительность их 30—50 мин.

В III периоде при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех моторно-двигательных навыков. Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. В занятия включаются сложные упражнения на координацию, в равновесии, с предметами, на снарядах и со снарядами, в положении вниз головой—в висе на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия. При неполном восстановлении утраченных функций тренируют компенсаторно-заместительные двигательные навыки.

После удаления опухолей головного мозга появляется общемозговая и очаговая симптоматика, проявляющаяся сильной головной болью с тошнотой или рвотой, ухудшением зрения, возникают двигательные, чувствительные расстройства с нарушением координации  движений, а иногда походки или речи (в зависимости от локализации опухоли). Если опухоль доброкачественная, то лечебную физическую культуру назначают после снятия швов и проводят по методике, характерной для вялых или спастических параличей (в зависимости от процесса поражения). При злокачественной опухоли лечебная физическая культура противопоказана.

Из воспалительных заболеваний головного мозга чаще всего встречается арахноидит — воспаление паутинной оболочки мозга. Причиной возникновения арахноидита бывает травма, перенесенная инфекция, осложнение после оперативного вмешательства. Заболевание характеризуется головной болью, нарушением координации, вестибулярными расстройствами и другими симптомами. Лечебную физическую культуру назначают при уменьшении головных болей. На фоне общеразвивающих и дыхательных упражнений включают специальные упражнения на восстановление утраченных функций: на координацию, в равновесии, на быстроту реакции и др. Вначале больные выполняют элементарные, легкие упражнения, а по мере улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.