Религиозные обряды и их вред

Страницы: 1 2 3

Многие религиозные обряды своими корнями уходят в далекое прошлое человека, возникли они на основе колдовских, магических действий, поклонения различным силам природы, животным, растениям, предметам, предкам людей и т. д. Наиболее распространенными обрядами в христианской религии являются молитва, поклонение иконам, кресту, а также обряды крещения, миропомазания, причащения, исповеди, постов. Религиозные обряды, по учению церкви, призваны воздействовать на божество.

Классовое назначение подобных обрядов состоит в том, чтобы внушить верующим чувство покорности, обреченности, неверия в силы человека и упования на помощь всевышнего и т. д.

О земном происхождении обрядов говорят многочисленные факты. Например, распространено молитвенное восклицание «Господи, помилуй нас!» — это приспособленное к интересам религии древнеримское приветствие рабов своих господ. Обычай поклонения кресту, целования его также имеет сугубо земное происхождение. В древности специальным деревянным крестообразным приспособлением пользовались для добывания огня. Завися от огня и поклоняясь ему, люди поклонялись и тому предмету, с помощью которого добывали огонь.

Широко распространенные среди верующих посты также возникли в древний, дохристианский период, характеризующийся низким уровнем производства. Голодовки и недоедания были неизбежным спутником первобытного человека. Взрослым здоровым мужчинам — кормильцам — прежде всего выделялась пища из имеющихся запасов. Это делалось за счет ограничения в пище детей, женщин и стариков.

В дальнейшем возникли так называемые сезонные ограничения на некоторые виды продуктов и т. п. Такие ограничения и запреты постепенно превращались в привычку и обычай.

Можно было бы привести массу других фактов, свидетельствующих о земном, бытовом характере возникновения обрядов, которые в последующем были преподнесены церковниками как установленные, предписанные «свыше», т. е. богом.

Какой вред здоровью людей причиняют религиозные обряды, их исполнение? Известно, например, что православный верующий должен поститься около 200 дней в году. Соблюдение постов ведет к тому, что верующий лишает себя наиболее питательных и крайне необходимых для поддержания здоровья и нормальной жизнедеятельности продуктов — мяса, молока, жиров. Кроме того, однообразная пища снижает аппетит.

Переход же от постов к различным религиозным празднествам сопровождается резким изменением режима питания. Воздержание сменяется перееданием и наоборот, а это нередко приводит к возникновению желудочно-кишечных заболеваний, расстройств, отравлений.

Еще М. В. Ломоносов подчеркивал, что религиозные обряды, связанные с «переменным употреблением питья и пищи», ведут не только к высокой заболеваемости, но и часто к смертности людей. И. П. Павлов писал: «... при долговременности того или другого пищевого режима вырабатываются определенные и стойкие характеры желез, и быстро изменить их нельзя или нелегко. Вот почему при резких переходах с одной еды на другую, в особенности с менее обильной на более обильную, как, например, в случае перехода к так называемой скоромной еде после продолжительных русских постов, так часто встречаются пищеварительные расстройства как знак временной неприспособленности желез к новой пищеварительной задаче» *.

Понимая, что искоренить религиозные посты невозможно, М. В. Ломоносов предлагал изменить хотя бы их сроки. Он справедливо утверждал, что религиозные посты и сроки их соблюдения были механически перенесены в Россию из Греции с ее теплым климатом и богатой растительностью. В Греции посты совпадают с «полным сиянием вешнего солнца, земное богатое недро отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень... поспевают ранние плоды, в пищу, в прохлаждение и в лекарство купно служащие...» А в России посты, как правило, приходятся на холодное время года, когда пищевые запасы и их качество резко снижаются.

* И. П. Павлов. Физиология пищеварения (статьи, лекции, доклады). М., 1952, стр. 302.