Знахарство — враг здоровья

Страницы: 1 2 3

Если тень порождается посторонней причиной (солнцем), то душевная, психическая жизнь якобы также порождается потусторонней причиной (богом). Более того, у некоторых первобытных племен тень человека рассматривалась как двойник его души. Поэтому наступивший на тень вождя рода или племени рассматривался как преступник, как человек, покушающийся на душу, основу жизни человека.

Было бы неправильно считать, что предпосылками возникновения религии и знахарства является лишь незнание, невежество и темнота людей. Незнание и невежество являются лишь благоприятными условиями для возникновения религии и знахарства. Корни же их — в самом процессе познания, в ходе раскрытия причинно-следственных связей и отношений познаваемых человеком явлений.

В процессе познания отдельные черты, части и свойства изучаемых явлений и процессов могут быть оторваны и противопоставлены изучаемому процессу или явлению в целом. «Познание человека,— говорил В. И. Ленин,— не есть прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видать леса) ведет тогда в болото, в поповщину, где ее закрепляет классовый интерес господствующих классов» *.

Так, в борьбе с болезнями человек часто наблюдает явления регенерации, т. е. восстановления ткани, видит относительно целесообразный, целебный характер воспалительных процессов и т. д. При незнании же подобных причин подобных явлений и важнейших закономерностей жизнедеятельности организма может возникнуть идеалистическое и религиозно-мистическое представление о том, что эти процессы определяются какой-то потусторонней, сверхъестественной духовной силой. Другими словами, факт относительной целесообразности тех или иных явлений при определенных условиях может быть абсолютизирован, преувеличен и вынесен за рамки их подлинной применимости.

Возникновению, распространению и существованию знахарства способствует также и ряд причин психологического характера.

Видимость полезности знахарского лечения объясняется тем, что оно вселяет в больного необоснованные надежды, временно успокаивая его психику.

Сам ритуал знахарей оказывает определенное воздействие на больного. Совершение «лечебных» процедур знахарями часто производится в полуночное время и в особых условиях на церковной паперти или кладбище, на опушке леса или у водяной мельницы, в малодоступном месте или на перекрестках дорог и т. д. Необычная обстановка с таинственными чтениями молитв и нашептываниями воздействует на психику больного и укрепляет его надежду на выздоровление.

Однако путем знахарского вмешательства в лучшем случае можно «излечить» лишь те болезни, которые проходят самостоятельно. Факты же подобного «излечения» становятся достоянием большого круга отсталых людей.

Существованию и распространению знахарства способствует еще и то обстоятельство, что болезнь иногда оценивается лишь по ее ближайшим результатам и упускается из виду не менее важное — ее конечные или отдаленные последствия.

Бесспорно, знахарство как часть теургической медицины, помимо указанных предпосылок, имеет еще и социальные корни. Отношение людей к окружающей природе всегда носит общественный, социальный характер, ибо оно обусловлено уровнем развития способа производства. Бессилие же «дикаря в борьбе с природой,— говорил В. И. Ленин,— порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.» **.

* В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 38, стр. 360—361.
** В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 10, стр. 65.