Знахарство — враг здоровья

Страницы: 1 2 3

Религиозные суеверия и знахарство опираются на фантастические представления человека об окружающей его действительности. Фантастические же представления могли возникнуть лишь на определенном этапе развития человека.

В борьбе с природной стихией первобытный человек часто сталкивался с явлениями, которые как бы способствовали развитию и совершенствованию его физических сил и здоровья (например, мягкий климат, свежий воздух, чистая вода и т. д.). Но ему приходилось испытывать и такие воздействия природы, которые разрушали его здоровье (отравления растительными и животными продуктами, травмы, полученные во время охоты на зверей, и т. д.). Стремление понять происходящее и установить причинно-следственную связь между явлениями нередко приводило к тому, что первобытный человек, лишенный достоверного знания о характере происходящего, начинал одухотворять и обожествлять те или иные явления и процессы. Незнание реальных, подлинных причин здоровья, болезни и смерти, благоприятных и неблагоприятных явлений порождало сверхъестественные, фантастические представления.

Однажды созданные воображением человека фантастические существа в последующем воспринимались как подлинно живущие. На эти всесильные, всевидящие, всеслышащие существа люди стремились воздействовать всеми доступными средствами и методами — всевозможными дарами, мольбами, похвалами, заклинаниями и т. д. На этой основе и возник культ знахарства, неизбежный спутник всякой теургической медицины.

Возникновению знахарства сопутствовали и способствовали обряды с реальным содержанием. Речь идет о всевозможных магических действиях первобытного человека во имя здоровья и жизни. Так, для лечения болезней часто применялись различные предметы, в последующем названные талисманами, амулетами и т. д. В своем воображении первобытный человек наделял их целебной силой. Ожерелье из зубов животных, по его мнению, должно было помогать прорезыванию зубов и т. д.

По мере же развития труда, языка и мышления различные магические и колдовские действия постепенно лишаются конкретного, предметного и реального содержания — они принимают все более отвлеченный, абстрактный характер. Заговоры и моления приходят на смену талисманам и амулетам.

Правда, верования и обряды с «реальным» и абстрактным содержанием чаще всего сочетаются друг с другом. Но на разных этапах общественного развития тот или иной вид магических, знахарских действий преобладал. Современное знахарство абстрактные действия (призывы к потусторонним, божественным силам) сочетает с конкретными действиями (использование всевозможных снадобий, отдельных процедур народной и профессиональной медицины).

Одной из предпосылок возникновения знахарства является незнание единства физической и психической природы живого организма, разделение и противопоставление психической и физической деятельности организма. Перенесение же подобного раздвоенного, дуалистического * представления на всю окружающую природу порождают веру в богов, духов и т. п.

Дуализм является одной из теоретических основ как религии, так и своеобразной прикладной части религии — знахарства. Согласно дуалистическому взгляду, физическая (телесная) и душевная (психическая) жизнь организма развивается совершенно обособленно, автономно. Отрицая причинно-следственную связь и взаимозависимость между материальными и психическими процессами, дуализм признает лишь сосуществование этих процессов во времени. Согласно дуалистическим, психофизическим представлениям, психическая жизнь сопровождает телесную, как тень сопровождает человека, идущего по освещенной солнцем дороге.

* Дуализм рассматривает духовную и физическую стороны жизнедеятельности как самостоятельные, независимые друг от друга. В конечном счете духовное рассматривается как первичное, зависимое от потусторонних сил.