Физическое развитие. Для здоровых недоношенных детей характерны высокие темпы физического развития. По этим показателям они значительно превосходят доношенных детей. Особенно интенсивно нарастает вес и рост у детей с весом при рождении до 1200—1500 г, Так, если доношенные дети свой первоначальный вес удваивают между 4-м и 5-м месяцами жизни, а к году увеличивают его в 3—3,5 раза, то глубоко недоношенные свой вес при рождении удваивают к 2—3 месяцам, а к году увеличивают его в 6— 8 раз. Дети с весом при рождении от 1500 до 2000 г удваивают свой первоначальный вес к 3 месяцам и к году увеличивают его в 4—5 раз.
Это происходит в конце первого года, у детей с весом при рождении от 1500 до 2000 г — к 1,5 годам и при глубокой недоношенности — к двум годам. Исключение составляют дети, которые часто и длительно болеют.
Психомоторное развитие большинства недоношенных детей на протяжении первого года жизни в той или иной степени отстает по сравнению с развитием доношенных сверстников. Это отставание в большей степени выражено у глубоко недоношенных детей. Как видно из таблицы 3, психомоторное развитие к году у детей с весом при рождении до 1500 г отстает от такового у их доношенных сверстников на 2—3 месяца, у детей с весом при рождении от 1501 до 2000 г — на 0,5—1 месяц, а у детей с весом при рождении от 2000 до 2500 г практически не отстает.
Чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговор и т. д.). Замечено, что у длительно болеющих недоношенных и у детей, которые в силу разных обстоятельств лишены достаточного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.
Таблица З. Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от веса при рождении (данные Л. 3. Кунькиной и собственные наблюдения)
Умение | Время появления в месяцах в зависимости от веса при рождении | |||
до 1000 г | 1001—1500 г | 1501—2000 г | 2000—2500 г | |
Зрительно-слуховое сосредоточение | 2—3 | 2—2,5 | 1,5—2 | 1—1,5 |
Удерживает голову в вертикальном положении | 3—4 | 3—4 | 2 | 1,5—2 |
Поворот со спины на живот | 6,5—7,5 | 6—7 | 5—6 | 5—5,5 |
Поворот с живота на спину | 7,5—8,5 | 7—8 | 6—7 | 6—7 |
Самостоятельно: | ||||
садится | 9—12 | 8—10 | 7—8 | 6—7 |
стоит ....... | 11—12 | 11—12 | 9—10 | 9 |
ходит ....... | 14—15 | 14—15 | 11—13 | 11—12 |
Начинает произносить слова | 12—14 | 12 | 11—12 | 11—12 |