Физическое и психомоторное развитие недоношенных детей

Физическое развитие. Для здоровых недоношенных детей характерны высокие темпы физического развития. По этим показателям они значительно превосходят доношенных детей. Особенно интенсивно нарастает вес и рост у детей с весом при рождении до 1200—1500 г, Так, если доношенные дети свой первоначальный вес удваивают между 4-м и 5-м месяцами жизни, а к году увеличивают его в 3—3,5 раза, то глубоко недоношенные свой вес при рождении удваивают к 2—3 месяцам, а к году увеличивают его в 6— 8 раз. Дети с весом при рождении от 1500 до 2000 г удваивают свой первоначальный вес к 3 месяцам и к году увеличивают его в 4—5 раз.

Это происходит в конце первого года, у детей с весом при рождении от 1500 до 2000 г — к 1,5 годам и при глубокой недоношенности — к двум годам. Исключение составляют дети, которые часто и длительно болеют.

Психомоторное развитие большинства недоношенных детей на протяжении первого года жизни в той или иной степени отстает по сравнению с развитием доношенных сверстников. Это отставание в большей степени выражено у глубоко недоношенных детей. Как видно из таблицы 3, психомоторное развитие к году у детей с весом при рождении до 1500 г отстает от такового у их доношенных сверстников на 2—3 месяца, у детей с весом при рождении от 1501 до 2000 г — на 0,5—1 месяц, а у детей с весом при рождении от 2000 до 2500 г практически не отстает.

Чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговор и т. д.). Замечено, что у длительно болеющих недоношенных и у детей, которые в силу разных обстоятельств лишены достаточного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Таблица З. Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от веса при рождении (данные Л. 3. Кунькиной и собственные наблюдения)

Умение Время появления в месяцах в зависимости от веса при рождении
до 1000 г 1001—1500 г 1501—2000 г 2000—2500 г
Зрительно-слуховое сосредоточение 2—3 2—2,5 1,5—2 1—1,5
Удерживает голову в вертикальном положении 3—4 3—4 2 1,5—2
Поворот со спины на живот 6,5—7,5 6—7 5—6 5—5,5
Поворот с живота на спину 7,5—8,5 7—8 6—7 6—7
Самостоятельно:
садится 9—12 8—10 7—8 6—7
стоит ....... 11—12 11—12 9—10 9
ходит ....... 14—15 14—15 11—13 11—12
Начинает произносить слова 12—14 12 11—12 11—12