Опорно-двигательная система (8 уроков)

В данной теме учащиеся должны узнать о скелете и мышцах как едином опорно-двигательном аппарате организма.

Здесь же конкретизируются уже полученные учащимися в курсе зоологии понятия о защитной, опорной и двигательной функциях скелета, формируются новые понятия о строении и функциях мышц как активной части опорно-двигательной системы. Развитие понятия о нервной регуляции, ее рефлекторном принципе осуществляется на основе знаний о координации движений мышц.

Особенно важно, что в теме углубляется понятие о торможении — обязательном компоненте нервной регуляции в организме.

Общебиологическое понятие о взаимосвязи строения и функций находит конкретное воплощение в строении и функциях костей, суставов, мышц.

Материал о связи мышечного сокращения с нервным возбуждением и работой органов, доставляющих питательные вещества и кислород, дает возможность продолжать формирование у учащихся понятия о целостном единстве организма.

Знания топографии и названий основных отделов и костей скелета важны для ориентировки в расположении всех органов человека. Запоминание этих названий облегчается для учащихся сведениями о скелете млекопитающих, которые они получили в курсе зоологии. Не следует от учащихся требовать усвоения названий всех мышц, а можно ограничиться лишь теми, которые особенно развиты у человека (икроножная, ягодичная, четырехглавый разгибатель колена), а также теми, которые участвуют в дыхательных движениях (большая грудная, межреберные, прямая мышца живота) или используются для иллюстрации принципов работы мышц (двуглавая и трехглавая, сгибатели и разгибатели пальцев).

Знакомство со скелетом и мышечной системой дает богатый материал для формирования понятия о происхождении человека, что имеет большое значение для атеистического воспитания учащихся. С этой целью важно установить сходство и различие опорно-двигательной системы человека и млекопитающих животных. Установив сходство в этих системах, учащиеся убеждаются в происхождении человека от животных предков и, следовательно, в несостоятельности религиозных догм о сотворении его богом. Выяснив же различие, они узнают о качественных особенностях исторического развития человека, что важно для понимания единства биологических и социальных факторов человеческой природы.

Программой предусматривается гигиеническое воспитание учащихся. Начиная с уроков по этой теме учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о благотворном влиянии мышечной деятельности на организм. Разнообразные гигиенические знания в связи с этой темой нужно давать в соответствии с изучаемыми анатомо-физиологическими понятиями. Так, при изучении строения костей рассматриваются вопросы искривления позвоночника, правильной посадки и осанки. При знакомстве с материалом о соединении костей уместно рассказать учащимся о приемах первой помощи при вывихах.

Заключительный урок темы посвящается в основном повторению и обобщению всех гигиенических знаний.

Усвоить большой анатомический раздел темы учащимся помогут самостоятельные наблюдения над сроим телом и самостоятельные работы по тексту и рисункам учебника.

Часть самонаблюдений проделывается в домашних условиях, но многие из них могут быть проведены и в классе (меры первой помощи при переломах и вывихах).

Лабораторных опытов при изучении темы не ставится. Выяснение свойств декальцинированных и прокаленных костей удобнее проводить в порядке работы с готовым раздаточным материалом.

В содержании темы много морфологического материала, успешное изучение которого возможно лишь при использовании наглядных пособий.

Почти на всех уроках должен использоваться скелет (натуральный или искусственный). Ко второму уроку необходимо подготовить раздаточный материал из наборов позвонков человека и отдельных костей (ребра, кости рук и ног, черепа). На третьем уроке нужно иметь для раздачи нормальные, декальцинированные и прокаленные птичьи или рыбьи кости, вываренные или свежие куски трубчатых костей млекопитающих животных.

К четвертому уроку следует заготовить на всех учащихся немые карточки: «Схема строения сустава» (рис. 7) и «Различные формы суставов» (рис. 8) и подсобный материал, который может выполнять роль шин при оказании первой помощи (линейки, дощечки, палочки). На восьмой урок следует принести гантели или гири весом в 3 и 5 кг.


Рис. 7. Схема строения сустава (образец немой карточки)

Рис. 8. Различные формы суставов (образец немой карточки)
Запиши в тетради, какие возможны движения в каждом из указанных суставов