Железы внутренней секреции (2 урока)

Выделение в специальную тему материала о железах внутренней секреции связано с необходимость подчеркнуть важное значение этих органов в регуляции жизненных процессов. Сначала рассматривается конкретный пример внутрисекреторной функции поджелудочной железы. Затем изучение ее функций позволяет провести работу по формированию у учащихся понятия о влиянии других гормонов на обмен веществ. В теме у учащихся значительно расширяется содержание понятия о гуморальной регуляции, формирование которого начинается в теме «Кровь» и идет через все темы.

Более подробно с физиологической точки зрения рассматриваются гормоны: адреналин, инсулин и тироксин. Некоторые сведения о кортизоне можно сообщить учащимся в информационном порядке, не требуя запоминания этого материала. На основе фактического материала о гормонах учащихся важно подвести к выводу и сформировать у них понятие о значении гормонов.

На примере взаимного влияния гормонов можно вскрыть диалектическую взаимозависимость органов, еще раз подтвердить конкретными примерами принцип саморегуляции живых систем.

В теме показаны успехи советской медицины в создании препаратов и лечении эндокринных заболеваний, которые служили предметом суеверных предположений и давали пищу религиозной пропаганде.

При изучении темы нет возможности показывать опыты. Поэтому следует полностью использовать хотя бы теоретический материал о научных опытах по эндокринологии. Сообщения об этих опытах и данные наблюдений за больными будут служить опорой для мыслительной деятельности учащихся при проведении поисковой беседы. Хотя она и будет главным методом изучения материала, но, поскольку материал новый и сложный, в данных уроках сравнительно велика роль слова учителя.

Наглядных пособий в школах по данной теме мало (только муляж или влажный препарат щитовидной железы и таблица «Железы внутренней секреции»). Поэтому надо постараться заготовить несколько таблиц силами учащихся.

Если учитель смог бы где-нибудь сократить изучение какой-либо другой темы, то хорошо было бы выделить третий час и использовать его на более глубокое изучение материала второго урока, рассмотрев некоторые заболевания (акромегалия, бронзовая болезнь). Тогда представилась бы возможность более основательно закрепить материал о гуморальной регуляции в целом.