Молоко в питании детей

Дети грудного возраста потребляют в сутки до 1 л молока, дети в возрасте от 1 года до 7 лет должны получать в сутки в среднем 600—800 мл. старше 7 лет — не менее 500 мл молока.

Снабжение детей молоком производится в основном через детские учреждения (молочные кухни, раздаточные пункты, детские ясли, сады, школы), где оно подвергается пастеризации или кипячению.   В домашних  условиях перед употреблением молоко достаточно прокипятить, затем сразу охладить, так как в медленно остывающем молоке начинают быстро размножаться сохранившиеся микроорганизмы. Молоко необходимо расценивать как обычный продукт питания, а не просто питье, и давать его только в часы приема пищи. Как правило, дети получают цельное коровье молоко.

Козье молоко по составу аминокислот ближе к женскому молоку и имеет более высокое содержание жира.

К молоку, применяемому в питании детей, предъявляются строгие требования. Оно должно содержать не менее 3,2% жира, не менее 4—4,5% сахара, титр кишечной палочки не должен превышать 10 мл.

Особое значение для питания детей имеют молочнокислые продукты (см.) и молочные смеси (см.).

Снабжение детей молоком производится главным образом через детские учреждения — молочные кухни, раздаточные пункты, детские ясли, сады, школы. «Детское», или гарантийное, молоко должно поступать непосредственно с образцовых ферм в детские учреждения, где подвергается однократной тепловой обработке — пастеризации или кипячению. В домашних условиях для детей первого года жизни молоко кипятят в порционных бутылочках на водяной бане (аппарат Сокслета). Для детей старше года молоко кипятят в закрытой посуде в течение 5 мин. с момента закипания. При такой обработке большинство микробов погибает; изменения, происходящие в составе молока, не оказывают существенного влияния на его питательные свойства. Прокипяченное молоко необходимо сразу охлаждать, так как в медленно остывающем молоке сохранившиеся микроорганизмы начинают быстро размножаться, и молоко становится непригодным для детского питания. Не следует давать детям сырое молоко, так как оно может быть источником ряда заболеваний; кроме того, сырое молоко свертывается в желудке ребенка более грубыми сгустками чем кипяченое, хуже усваивается организмом.

Для детей обычно используют коровье молоко, реже — других животных. Для детского питания используют также молочнокислые продукты (см.) и сухое коровье молоко. Особенно распространено сухое молоко в районах, где не хватает натурального молока; из него можно готовить любые виды детской пищи. Растительное молоко — соевое, миндальное, ореховое и др.— по своей биологической ценности не может заменить молоком животных.

В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом разрабатывается технология изготовления из коровьего молока так называемого гуманизированного молока, пригодного для вскармливания детей. Одной из таких модификаций является ионитное молоко (широко применяемое на Украине), которое обогащается бифидогенными углеводами (декстрин-мальтоза, рафинированная лактоза, лактолактулоза). Изготовляемые из ионитного молока ферментированные кислые смеси хорошо переносятся детьми грудного возраста. Большое значение имеет разработка технологии изготовления сухого ионитного молока.

Обеспечение всего населения молоком и молочными продуктами из расчета оптимальных норм в большой мере зависит от производства молока; однако не меньшую роль играет привычка к молоку, которую следует прививать детям с раннего возраста. Ценным мероприятием по увеличению потребления молока является обогащение им некоторых продуктов детского питания. Молоко должно входить в рацион в следующем количестве: для детей от 1 года до 3 лет — 700 мл, от 3 до 5 лет — 600 мл, старше 5 лет — 550— 500 мл в день.

Однако не следует думать, что нормальное развитие ребенка достигается применением возможно большего количества молока. Как и всякий пищевой продукт, молоко должно входить в рацион ребенка в определенном количестве. Оно должно расцениваться как продукт питания, а не просто питье и даваться детям только в часы приема пищи.

См. также Грудное молоко.