Упорные детские привычки

В раннем детском возрасте мир маленького ребенка очень ограничен. Незрелая мозговая кора мешает ему объять окружающее и его внимание сосредоточивается на себе: он сосет палец, трогает уши, нос, крутит волосы и иногда дотрагивается до полового органа. С возрастом внимание ребенка переключается на окружающее и интерес к собственному телу исчезает, но не всегда бесследно. Иногда под влиянием перенесенных заболеваний или психических переживаний эти ранние привычки возобновляются и принимают упорный характер. Часто ни наказания, ни уговоры, ни поощрения не могут избавить от них ребенка. Я хочу остановиться только на одной из этих привычек — онанизме, потому что наличие ее, как правило, очень беспокоит родителей. Изучение динамики этого заболевания, как указывает профессор Г. Е. Сухарева в книге «Клинические лекции по психиатрии детского возраста», показало, что вначале речь идет о вполне «одолимых влечениях», возникающих как реакция на ситуацию (фимоз у мальчиков, вульвовагиниты у девочек, глистные инвазии, кожные заболевания, болезни мочевых путей, несоблюдение гигиенических требований, сексуальные сцены из жизни взрослых, циничные разговоры и т. д.). Онанизм возникает у детей с ослабленной нервной системой. Большое значение в возникновении этого заболевания имеют неправильное воспитание, ненужное пребывание в постели, сильные психические травмы.

Сереже семь лет. Бабушка жалуется, что он без конца грызет ногти, воротнички и онанирует. Недавно умерла мать Сережи, и он тяжело перенес утрату. Много плакал, долго лежал, не засыпая, в кровати. Физически мальчик ослаблен и очень подвижен. Рассказывая о себе, он говорит, что ведет себя в школе «неважно». О своей навязчивой привычке трогать половые органы говорит откровенно: «Когда я долго не могу уснуть, всегда ее тискаю». Воспитание Сережи проходило неправильно. Его перегружали ненужными знаниями. На мой вопрос, о чем он думает, когда не может уснуть, мальчик отвечает: «О политике... о шпионах, если бы они были... о царях разных. Какие они были до революции? Я знаю Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра Великого. Борис Годунов решил, зачем на престоле такой бесхарактерный, и подослал убийц». Мальчик не ходит на прогулки. «Я не могу, а отец не хочет, предпочитает показывать ему по телевизору „Дубровского"», — говорит бабушка. Бабушка пробовала бить Сережу, но это только ухудшало его состояние, потому что его следовало лечить и, конечно, изменить воспитание.

Мне хочется привести в качестве иллюстрации, как не нужно и как нужно относиться к этим детям, письмо, присланное мне из совхоза Каменской области женщиной, усыновившей мальчика, и мой ответ. Женщина писала: «Моему сыну-воспитаннику 14 лет. Он кончил 7 классов. И вот с ним у меня несчастье. Уже 2 года, как он занимается онанизмом. Как только я заметила это, обратилась к врачу-педиатру, врач посоветовал пить бром и предложил привязывать на ночь руки или забинтовывать их... но это не помогло. Другой посоветовал дать большую нагрузку и спать с 11 часов вечера до 5 утра, но и это не помогло. Врач-венеролог дал просто- народное средство — сильно побить за это. Но как ему ни доставалось, улучшения не было». Дальше она сообщила, что мальчик был на искусственном вскармливании, много болел, страдал в детстве хроническим колитом, бронхоаденитом. В возрасте 12 лет узнал, что его родная мать умерла от родов, а отец женился второй раз и не вернулся к мальчику после фронта. Много плакал и, не сказав никому, уехал к отцу, который его неласково встретил, так как были дети от другой жены. В большом горе мальчик вернулся к приемной матери (заболевание началось в этот период). В конце письма женщина спрашивает: «Неужели, доктор, он останется на всю жизнь с таким пороком? ...и может сойти с ума?»

Свое ответное письмо я привожу полностью, ввиду того что оно может служить ответом и другим родителям, обращающимся ко мне с аналогичными вопросами: «Уважаемая О. В., прежде всего оставьте Ваши тревоги и мрачные мысли о будущем Вашего мальчика. Его болезненное состояние,— а это, конечно, болезнь,— пройдет при правильном отношении к мальчику и лечении. Также заверяю Вас, что он «не сойдет с ума», как думаете Вы. Конечно, если эта привычка прогрессирует, характер ребенка меняется: он делается замкнутым, испытывает чувство вины и эта привычка отвлекает его от ребячьих забав, истощая (в какой-то мере) и без того ослабленную нервную систему. Что же произошло с Вашим сыном, и почему заболел именно он? Проанализируйте внимательно все этапы его маленькой жизни. Сколько она принесла ему огорчений, переживаний и болезней: и беременность матери, и сам родовой акт, окончившийся для матери смертью, и период его раннего детства с искусственным вскармливанием, и бесконечные болезни — все это было травмирующей средой для ребенка, ослабившей его нервную систему. Конечно, если бы в дальнейшем окружающие условия были хорошими, он изжил бы эти болезненные черты и стал бы здоровым, но... он узнает правду о своем прошлом, тяжело переживает конфликт с отцом, и у него возникает то болезненное состояние, о котором Вы пишете. Своим отношением к нему Вы усугубили это болезненное состояние. Нельзя было создавать вокруг ребенка такого напряженного настроения, как это было у вас. Нельзя фиксировать внимание на этом, и, конечно, нельзя ни в коем случае (это ужасная ошибка) привязывать ему руки, бить его, лишать сна». В этих случаях нужно создать спокойную обстановку вокруг ребенка, и чтобы внешние раздражители возбуждали в ребенке положительные эмоции. Необходимо заполнить досуг ребенка интересными играми, посильными заданиями увлекательного характера: рисование, музыка, лепка. Нужно добиваться, чтобы у каждого ребенка было спокойное, организованное детство. Надо проводить и -медикаментозное лечение под руководством врача, и общеукрепляющие процедуры. Свежий воздух, рациональное питание, спокойный сон, режим дня, занятие спортом, пионерские организации, кружки, санатории, пионерский лагерь — разве перечислишь все возможности, которыми мы располагаем! Надо только уметь и хотеть их видеть.