Почету так раним и сложен мир ребенка

Организм ребенка имеет ряд особенностей. Но самое главное то, что нервная система его является более слабой, чем у взрослого человека. Это очень важно, так как именно она обеспечивает и осуществляет связь организма с внешней средой, регулирует деятельность всех внутренних органов, и за счет ее приобретается жизненный опыт.
Нервная система человека состоит из спинного и головного мозга, а также бесчисленных веточек, нервных волокон, идущих от спинного и головного мозга к различным участкам организма. Головной и спинной мозг образует центральную нервную систему. Бесчисленные веточки, отходящие от спинного и головного мозга, называются периферической нервной системой.
Психическое развитие ребенка происходит наиболее интенсивно в первые годы жизни. В отдельные периоды развитие центральной нервной системы идет более усиленно. Условно этими периодами считают возраст 2—4 года, 7—8, а также 12—16—18 лет. Об этих периодах необходимо помнить, так как в это время детям присущи своеобразные черты в поведении, они особенно ранимы, эмоционально неустойчивы и требуют осторожного внимательного отношения.
Нельзя одергивать ребенка, подавлять его самостоятельность, на бесконечные вопросы отвечать «не мешай», «мне некогда».
Крупнейший русский физиолог И. П. Павлов говорил: «Перебивание, дерганье за рукав, которые наполняют детскую жизнь, вносит он (ребенок) и в свой внутренний мир, — и будет он задерживать всякую радость, присматривать за всякой своей мыслью». Иногда родители даже бьют детей, забывая о том, что дети виноваты только в том, что у них плохие воспитатели.
Очень часто без всякой системы и последовательности мы начинаем знакомить их с окружающим, загромождаем их память сложными названиями и событиями, перегружая и истощая еще не созревшую нервную систему. Я помню, как мать одного из моих пациентов говорила с восторгом о том, что ее четырехлетний сын знает всех министров, интересуется ракетами и спутниками и знает все марки машин. И этот маленький «старичок» на мой вопрос, любит ли он сказки и игры, отвечал: «Сказки? Не очень. Игры? Можно и поиграть».
Глядя на маленького мальчика, я думала о том, какой бесцветной останется в памяти у него изумительная пора дошкольного детства.
Во второй период жизни ребенка — от 7 до 8 лет следует прививать нормы поведения, такта. У детей появляется умение сдерживать себя, они делаются способными к обучению в школе. Взрослые должны видеть индивидуальные особенности характера ребенка, быть внимательными, а также следить за своим поведением, так как любое неправильное слово, действие может оказаться провоцирующим фактором в развитии болезненных отклонений в здоровье детей.
Большое значение имеет третий период, от 12 лет, период полового созревания, когда организм ребенка претерпевает ряд сложных возрастных изменений. Очень чувствительной ко всем внешним раздражениям делается и нервная система подростка. Дети начинают стесняться происходящих в организме изменений наряду с повышенным к ним интересом. Они делаются замкнутыми, сверхчувствительными, более самостоятельными, о чем часто забывают взрослые, продолжая опекать их, хотя в некоторых случаях этого делать не нужно.
В «Комсомольской правде» очень давно была напечатана хорошая статья «Трудный возраст» директора Московской школы № 544 Э. Костяшкина. Он писал: «Мальчику минуло 13—15 лет. Взрослые иногда называют этот возраст «переломный», «трудный». Но для мальчика этот возраст не трудный, а, пожалуй, самый интересный, полный приключений, дерзких замыслов и мечтаний. Они, мальчики, не сетуют на свои годы... сетуют взрослые... Они видят жизнь и тянутся к ней со всем своим пробуждающимся ,,я"». В этот период к детям чаще всего приклеивается ярлык «неисправимого», и они в лучшем случае попадают на прием к психоневрологу, а в худшем — на «улицу». «На улице можно (как дальше пишет Э. Костяшкин) с чувством достоинства побеседовать с Петькой о футболе, посмотреть, что делается в соседском дворе, и вообще пожить спокойно и независимо. Без напоминаний, что ты еще ребенок, что ты должен, обязан, что тебе надо...»
Да, надо привыкнуть уважать стремления наших подопечных. Не тормозить их самостоятельность, понимать их увлечения. С пятнадцатилетним мало быть только наставником, надо быть и товарищем. Надо любить не только своего сына или дочь, но и товарища сына и подругу дочери.