Как осуществляется связь организма с внешней средой

Страницы: 1 2

В процессе жизни всякий животный организм получает из внешней среды и от внутренних органов раздражения (световые, звуковые, обонятельные и др.). На них возникают ответные реакции организма — рефлексы. Рефлексы бывают безусловные (прирожденные), например выделение слюны при попадании пищи в рот, сосательное движение губ ребенка, когда мать подносит его к груди, и условные, вырабатывающиеся постепенно в процессе жизни и развития ребенка. Значение условных рефлексов огромно: они помогают человеку приспосабливаться к окружающей среде. Условные рефлексы способны не только возникать, но и исчезать, оставаться в наших мозговых клетках, если возбуждение извне идет в эти клетки не один, а много раз. Помня об этом, надо с первых дней сознательной жизни ребенка приучать его к определенному режиму, вырабатывать у него правильные условные связи (рефлексы) на распорядок дня, часы отдыха, занятий и пр.
Неорганизованность, отсутствие режима, противоречивые распоряжения истощают нервную систему детей, меняют их поведение и характер.
В основе рефлекторной деятельности лежит два процесса: возбуждение и торможение. Во время торможения нервные клетки отдыхают. Отсутствие отдыха привело бы нервную систему вначале к утомлению, а затем к истощению и гибели. Оба эти процесса чередуются, уравновешиваются и составляют единое целое.
Усиливать и развивать тормозные реакции нужно очень осторожно. Представьте себе ребенка, которому с первых дней его сознательной жизни все разрешается. Он не знает слова «нельзя». Активно вырабатываемое торможение у него будет развиваться недостаточно, и если в его жизни встретятся трудности, которые потребуют от него умения затормаживать свои действия, он не сумеет сделать это. Кроме того, в подобных условиях у ребенка будет вырабатываться переоценка собственной личности, что также может при встрече с трудностями привести к разочарованию и озлоблению против всех.
Иногда приходится сталкиваться с семьями, где внешне все благополучно. Родителям кажется, что они воспитывают детей с достаточной строгостью, уделяют им максимум внимания (фигурное катание, музыка, английский язык), а дети вырастают тупые, безынициативные или, наоборот, расторможенные и непослушные. Знакомясь ближе, узнаешь, что слово «нельзя» и поучения являются главными в этих семьях, что тоже неверно. Будьте всегда очень внимательны и к себе, и к детям! С первых дней рождения ребенка надо строго следить, чтобы условия, окружающие детей, не таили в себе никаких сверхраздражающих и истощающих факторов.
Мог ли остаться здоровым Юра Т., 8 лет, которого мать привела ко мне на прием с жалобами на то, что у мальчика «ужасный характер» и «невозможное поведение». Она говорила мне, что мальчик всегда возбужден, раздражителен, и на все замечания и дома, и в школе отвечает «бурной реакцией», то есть падает на пол, кричит и плачет. Как же складывалась жизнь Юры? Семья мальчика состоит из трех человек. Мать — педагог,  отец — инженер и Юра. Но отношения в семье уродливые. Мальчика бьют за все: за соседские жалобы, за уход из дому, за тройки. «Бьют часто,— говорит мальчик и радостно добавляет,— хотя в каникулы не били». Мать не отрицает этого, наоборот, добавляет: «Если побьем ремнем или особенно, когда начинаем искать ремень, падает на пол, кричит и плачет». Дополнительно она сообщает, что мальчика вообще стараются ограничивать во всех удовольствиях, что он почти всегда остается один, и теперь, и раньше. «Им совсем не занимались,— говорит мне она,— так как оба учились». Не думают о нем и теперь, и, когда я спрашиваю, соблюдает ли режим сна, кормления, мать отвечает отрицательно. «Нет, комната одна, ложимся мы с мужем поздно, так как сами хотим почитать». И уже тон, которым мать произносит эти слова, указывает на то, как одиноко и невесело идет жизнь Юры в его собственной семье. Юра очень много болел. Перенес все детские инфекции и одну операцию под общим наркозом. Мы долго беседуем с ним. Это худенький бледный мальчик с большими умными глазами. Он очень тепло говорит о школе, любит арифметику, чтение. Название своего любимого рассказа он не помнит, но говорит о том, что там писали «про героя, который умер и после смерти ему на самый гроб поставили памятник». И в его словах, мне кажется, есть какие-то отдаленные ассоциации с его грустной жизнью... а родители его бьют еще ремнем!
Не могла остаться здоровой и Наташа Р., которую мать приводит с жалобами на то, что ее десятилетняя дочь стала хуже учиться, все время молчит, у нее появились припадки, когда она плачет, ее всю трясет. Несмотря на двадцатиградусный мороз, девочка сидит у меня в ситцевом платье. Мне уже известно от матери, что отец ушел от семьи, когда девочке было 3 года. Мать вышла второй раз замуж. После этого для девочки наступили тяжелые дни. В беседе со мной девочка говорит об этом: «Он меня меньше бьет теперь, соседи пригрозили, что заявят в милицию, а раньше он бил меня часто». «Но все же он бьет тебя и сейчас?» — спрашиваю я девочку. «Да, бьет», — отвечает она. И мать объясняет, что он бьет ее за все: за пролитые чернила, за то, что она не так поставит тарелку, скажет не вовремя слово. Мать никогда не защищает Наташу, не приласкает. Больше того, она никогда не уверена, сыта ли Наташа. Свои заработанные деньги она отдает свекрови, и только из денег, взятых себе на обед, она украдкой покупает девочке что-либо на завтрак, так как Наташа утром уходит в школу голодная. В конце беседы девочка начинает плакать. Как при ознобе, вздрагивают ее худенькие плечи, и я понимаю, что не помогут здесь одни лекарства, назначенные мной. Мать не разрешает мне поговорить с отчимом Наташи. Умоляет меня не заявлять в партийную организацию завода, так как боится, что муж уйдет от нее. Я с чувством глубокой неудовлетворенности отпускаю Наташу. Много таких сирот при живых родителях бывает на приеме у психоневрологов! И правильнее было бы лишать таких родителей права на материнство и отцовство.