Как осуществляется связь организма с внешней средой

Страницы: 1 2

А ведь в нашей действительности есть и другое. Я знаю десятки прекрасных семей, где дети не знают, что они взяты из детдома, так бережно и заботливо воспитывают их. Как волнуются эти ненастоящие родители, если дети заболевают! А каким сиянием, какой лаской светятся глаза этих настоящих матерей и отцов, когда детские ручки обвиваются вокруг их шеи...

Изучая основные нервные процессы, И. П. Павлов пришел к выводу, что у различных людей они могут быть сильными и слабыми, подвижными и инертными, уравновешенными и неуравновешенными. Исходя из этого, он предложил разделить людей и животных на следующие типы высшей нервной деятельности: сильный и слабый, причем первый в свою очередь был разделен еще на два типа: неуравновешенный и уравновешенный. Предлагая эту классификацию, И. П. Павлов указывал, что тип нервной системы не является чем-то неизменным на всю жизнь, что он может меняться под влиянием окружающих условий, постоянного воспитания и обучения. Может быть, кроме этих основных типов, имеется множество вариантов.

Ученик И. П. Павлова профессор Н. И. Красногорский предложил разделить детей на 4 основных типа. Первый тип — сильный, уравновешенный, быстрый. У детей этого типа все отделы головного мозга работают согласованно. Дети эти веселы, общительны, энергичны и не представляют трудности в воспитании.

Дети, которые относятся ко второму типу, также не внушают тревоги взрослым, так как они имеют медленный тип высшей нервной деятельности, он тоже является сильным и уравновешенным.

Трудными в смысле воспитания и обучения являются дети, которые относятся к третьему и четвертому типам высшей нервной деятельности.

Третий — сильный, но повышенно возбудимый тип характеризуется неуравновешенностью, безудержностью. В поведении этих детей преобладают влечения, аффекты, и хотя успеваемость у них не страдает, эти дети часто относятся к категории трудных детей, так как не могут подчинить свое поведение требованиям окружающей обстановки.

Четвертый — слабый или пониженно возбудимый тип высшей нервной деятельности. Эти дети вялы, безынициативны, очень легко утомляются, затормаживаются и производят впечатление умственно отсталых детей.

Учение о типах высшей нервной деятельности у детей имеет большое практическое значение. Зная типологические особенности каждого ребенка, воспитатели, родители и педагоги приобретают широкие возможности для правильного подхода к детям как в плане воспитания, так и обучения. Под влиянием правильного подхода к детям, соответствующего обучения, воспитания можно изжить отрицательные черты в детском характере.