Парта

Парта — это вид школьной мебели. Конструкция и размеры парт должны обеспечить ученику удобную рабочую позу, что имеет значение для профилактики общего утомления, предупреждения нарушений осанки и охраны зрения. Размеры отдельных элементов парты определяются пропорциями тела учеников. Высота скамьи соответствует длине голени со стопой. Глубина ее равняется 2/3 длины бедра. Сиденье парты должно быть жестким, профилированным по форме бедра, или ровным, с наклоном в сторону спинки на 3—5°. В качестве дополнительной опоры скамья имеет спинку из двух брусьев с углом наклона 7—12° в подлопаточной области. В целях создания оптимальных условий для зрения крышка парты имеет наклон 12—15°. Соединение стола и скамьи производится с учетом дифференции и дистанций сиденья и спинки. Дифференция — расстояние между краем крышки парты, обращенным к ученику, и плоскостью сиденья по вертикали. Каждому номеру парты соответствует определенная дифференция    (дистанция    сиденья)  — расстояние между краем крышки, обращенным к ученику, и передним краем скамьи по горизонтали (рис.).

парта
Основные параметры, определяющие соответствие парты росту ребенка: 1 — высота обращенного к ученику края крышки; 2 — высота сиденья; 3 — дифференция; 4 — отрицательная дистанция; 5 — дистанция спинки; в — откидная часть крышки; 7 — глубина сиденья.

При письме наиболее удобна отрицательная дистанция 4—5 см, а положительная и нулевая недопустимы. С помощью откидной части крышки дистанция становится положительной, что позволяет ученику свободно встать или сесть за парту. Дистанция спинки — расстояние между наиболее выпуклой частью спинки скамьи и краем крышки парты, обращенным к ученику.



В зависимости от роста учащихся разработано 7 номеров парт (от № 6 до № 12). Школьники с разницей роста в 10 см сохраняют правильное положение тела за партой одного размера.

Парты изготавливаются в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 5994—64) одно- и двухместные стационарные (с постоянным размером) и универсальные (с изменяющейся высотой стола и стула).

На боковой поверхности парты имеется маркировка в виде дроби, числитель которой обозначает номер парты, а знаменатель — ее соответствующую ростовую группу.

Парта должна быть легкой, прочной, тщательно    отделанной.    Внешняя отделка выполняется в светлых тонах слоистым пластиком, лаком или эмалью, устойчивыми к мытью теплой водой с мылом и применению дезинфицирующих средств.

Парта — это вид школьной мебели. От правильного устройства парты и соответствия ее элементов пропорции тела и росту учащихся зависит правильная посадка школьников и предупреждение нарушений нормального зрения (рис.).


Правильное положение во время занятий за партой

Наклонная крышка парты должна быть такой, чтобы на ней свободно размещалась книга и тетрадь под углом 25° к краю крышки стола. Для того чтобы школьник мог свободно встать, крышка стола парты делается откидной.

При правильном устройстве парты соединение стола парты и скамьи (или стула) позволяет опираться спиной о спинку скамьи (стула). Это уменьшает утомляемость учащихся и является одним из важных средств предупреждения искривлений позвоночника.



Глубина скамьи парты (передне-задний размер ее сиденья) должна равняться 2/3—3/4 длины бедра школьника. При большей глубине сиденья кровеносные сосуды и нервы подколенной области школьника будут сдавливаться, при меньшей ему трудно будет занимать устойчивую посадку и он поневоле будет съезжать со скамьи (стула). Высота сиденья скамьи (стула) должна соответствовать длине голени (до подколенной впадины) школьника + 2 см (с учетом высоты каблука). При большей высоте сиденья ноги будут свисать и он будет съезжать со скамьи (стула). Если высота сиденья меньше, то нога в коленном и тазобедренном суставах будет согнута под острым углом, что повлечет затруднение кровообращения в нижних конечностях. Брусок спинки скамьи должен быть на уровне поясничного изгиба позвоночника и иметь сечение, совпадающее с изгибом.

Правильность соединения стола парты и ее скамьи зависит от правильности выбора дистанции спинки, сиденья и дифференции парты. Дистанцией спинки называется расстояние от края крышки стола, обращенного в сторону школьника, до спинки парты; она должна превышать диаметр туловища школьника на 3—5 см. При большем удалении спинки от края крышки школьнику во время чтения и письма приходится передвигаться вперед по сиденью, в результате школьник быстро утомляется; пытаясь избежать утомления, он принимает неправильные позы, ведущие к нарушению нормального зрения, а также к искривлениям позвоночника. При слишком малой величине дистанции спинки школьник оказывается сжатым между краем крышки парты и сиденьем, что приводит к стеснению движений. Дистанцией сиденья парты считается расстояние от края крышки стола, обращенного в сторону школьника, до переднего края сиденья по горизонтали. Она бывает трех видов: положительная, нулевая и отрицательная. Отрицательной дистанцией сиденья парты считается такая, при которой передний край сиденья заходит за.2—3 см за край крышки стола, обращенный в сторону школьника. Она наиболее соответствует гигиеническим требованиям, так как обеспечивает школьнику наиболее удобную, наименее утомительную и правильную посадку за партой при чтении и письме.

Дифференцией парты называется расстояние от края крышки стола, обращенного в сторону школьника, до сиденья скамьи по вертикали, иначе говоря, дифференция представляет разницу между высотой крышки стола и высотой сиденья парты. В правильно построенной парте дифференция должна превышать расстояние от сиденья до локтя руки, прижатой к туловищу на 2—2,5 см. При меньшей дифференции школьник принужден наклоняться над столом, что влечет за собой затруднение дыхания, неправильную посадку за партой и быструю утомляемость. Если же дифференция парты превышает установленную величину, например при высоком столе и низком сидении, то школьнику приходится постоянно приподнимать правое плечо, что ведет к искривлению позвоночника. Одна и та же парта может быть использована школьниками, рост которых колеблется в пределах 10 см. В связи с этим установлены номера парт разных размеров, в соответствии с ростом учащихся, от 6-го до 12-го номера включительно (таблица).

Основные размеры парт (по ГОСТ 5994—51)
Наименование размеров Номера парт
6 7 8 9 10 11 12
Рост учащихся (в см)
110—119 120—129 130—139 140—149 150—159 160—169 170—179
Высота заднего, обращенного к ученику, края крышки парты над полом 52,0 56,0 62,0 68,0 73,0 76,5 80,0
Высота сиденья над полом 31,5 34,0 38,0 41,0 44,0 46,5 48,0
Дифференция 20,5 22,0 24,0 27,0 29,0 30,0 32,0
Глубина всего сиденья 26,0 27,0 28,0 30,0 32,0 34,0 36,0
Дистанция спинки 20,0 21,0 22,0 24,0 26,0 28,0 30,0
Дистанция сиденья 4 4 4 4 4 4 4

Окрашивать парты рекомендуется матовыми красками светлых тонов, что повышает общую освещенность классной комнаты и способствует привитию учащимся гигиенических навыков и аккуратности.