Парта

Парта — вид школьной мебели. Конструкция и размеры парт должны обеспечить ученику удобную рабочую позу, что имеет значение для профилактики общего утомления, предупреждения нарушений осанки и охраны зрения. Размеры отдельных элементов парты определяются пропорциями тела учеников. Высота скамьи соответствует длине голени со стопой. Глубина ее равняется 2/3 длины бедра. Сиденье парты должно быть жестким, профилированным по форме бедра, или ровным, с наклоном в сторону спинки на 3—5°. В качестве дополнительной опоры скамья имеет спинку из двух брусьев с углом наклона 7—12° в подлопаточной области. В целях создания оптимальных условий для зрения крышка парты имеет наклон 12—15°. Соединение стола и скамьи производится с учетом дифференции и дистанций сиденья и спинки. Дифференция — расстояние между краем крышки парты, обращенным к ученику, и плоскостью сиденья по вертикали. Каждому номеру парты соответствует определенная дифференция    (дистанция    сиденья)  — расстояние между краем крышки, обращенным к ученику, и передним краем скамьи по горизонтали (рис.).

парта
Основные параметры, определяющие соответствие парты росту ребенка: 1 — высота обращенного к ученику края крышки; 2 — высота сиденья; 3 — дифференция; 4 — отрицательная дистанция; 5 — дистанция спинки; в — откидная часть крышки; 7 — глубина сиденья.

При письме наиболее удобна отрицательная дистанция 4—5 см, а положительная и нулевая недопустимы. С помощью откидной части крышки дистанция становится положительной, что позволяет ученику свободно встать или сесть за парту. Дистанция спинки — расстояние между наиболее выпуклой частью спинки скамьи и краем крышки парты, обращенным к ученику.



В зависимости от роста учащихся разработано 7 номеров парт (от № 6 до № 12). Школьники с разницей роста в 10 см сохраняют правильное положение тела за партой одного размера.

Парты изготавливаются в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 5994—64) одно- и двухместные стационарные (с постоянным размером) и универсальные (с изменяющейся высотой стола и стула).

На боковой поверхности парты имеется маркировка в виде дроби, числитель которой обозначает номер парты, а знаменатель — ее соответствующую ростовую группу.

Парта должна быть легкой, прочной, тщательно    отделанной.    Внешняя отделка выполняется в светлых тонах слоистым пластиком, лаком или эмалью, устойчивыми к мытью теплой водой с мылом и применению дезинфицирующих средств.

Парта — это вид школьной мебели. От правильного устройства парты и соответствия ее элементов пропорции тела и росту учащихся зависит правильная посадка школьников и предупреждение нарушений нормального зрения (рис.).

Наклонная крышка парты должна быть такой, чтобы на ней свободно размещалась книга и тетрадь под углом 25° к краю крышки стола. Для того чтобы школьник мог свободно встать, крышка стола П. делается откидной.

При правильном устройстве парты соединение стола П. и скамьи (или стула) позволяет опираться спиной о спинку скамьи (стула). Это уменьшает утомляемость учащихся и является одним из важных средств предупреждения искривлений позвоночника.



Глубина скамьи П. (передне-задний размер ее сиденья) должна равняться 2/3—3/4 длины бедра школьника. При большей глубине сиденья кровеносные сосуды и нервы подколенной области школьника будут сдавливаться, при меньшей ему трудно будет занимать устойчивую посадку и он поневоле будет съезжать со скамьи (стула). Высота сиденья скамьи (стула) должна соответствовать длине голени (до подколенной впадины) школьника + 2 см (с учетом высоты каблука). При большей высоте сиденья ноги будут свисать и он будет съезжать со скамьи (стула). Если высота сиденья меньше, то нога в коленном и тазобедренном суставах будет согнута под острым углом, что повлечет затруднение кровообращения в нижних конечностях. Брусок спинки скамьи должен быть на уровне поясничного изгиба позвоночника и иметь сечение, совпадающее с изгибом.

Правильность соединения стола парты и ее скамьи зависит от правильности выбора дистанции спинки, сиденья и дифференции парты. Дистанцией спинки называется расстояние от края крышки стола, обращенного в сторону школьника, до спинки П.; она должна превышать диаметр туловища школьника на 3—5 см. При большем удалении спинки от края крышки школьнику во время чтения и письма приходится передвигаться вперед по сиденью, в результате школьник быстро утомляется; пытаясь избежать утомления, он принимает неправильные позы, ведущие к нарушению нормального зрения, а также к искривлениям позвоночника. При слишком малой величине дистанции спинки школьник оказывается сжатым между краем крышки П. и сиденьем, что приводит к стеснению движений. Дистанцией сиденья П. считается расстояние от края крышки стола, обращенного в сторону школьника, до переднего края сиденья по горизонтали. Она бывает трех видов: положительная, нулевая и отрицательная. Отрицательной дистанцией сиденья парты считается такая, при которой передний край сиденья заходит за.2—3 см за край крышки стола, обращенный в сторону школьника. Она наиболее соответствует гигиеническим требованиям, так как обеспечивает школьнику наиболее удобную, наименее утомительную и правильную посадку за П. при чтении и письме.

Дифференцией П. называется расстояние от края крышки стола, обращенного в сторону школьника, до сиденья скамьи по вертикали, иначе говоря, дифференция представляет разницу между высотой крышки стола и высотой сиденья П. В правильно построенной парте дифференция должна превышать расстояние от сиденья до локтя руки, прижатой к туловищу на 2—2,5 см. При меньшей дифференции школьник принужден наклоняться над столом, что влечет за собой затруднение дыхания, неправильную посадку за П. и быструю утомляемость. Если же дифференция П. превышает установленную величину, например при высоком столе и низком сидении, то школьнику приходится постоянно приподнимать правое плечо, что ведет к искривлению позвоночника. Одна и та же парта может быть использована школьниками, рост которых колеблется в пределах 10 см. В связи с этим установлены номера П. разных размеров, в соответствии с ростом учащихся, от 6-го до 12-го номера включительно (табл.).

Окрашивать П. рекомендуется матовыми красками светлых тонов, что повышает общую освещенность классной комнаты и способствует привитию учащимся гигиенических навыков и аккуратности.