Детский врач

Чрезвычайно интересно и безмерно трудно рассказать, чем сейчас занят детский врач.

Вот обычная ситуация. В семье заболел маленький ребенок. Лежит горячий, стонет, все время старается перевернуться то на один, то на другой бок. Что делать?

...В городе или крупном поселке родители в волнении хватают телефонную трубку, требуют «03». Приезжает «скорая».

На селе бегут за участковым врачом или фельдшером.

В отдаленном зимовье в экстренных случаях вылетает даже вертолет...

И чем же чаще всего болеет сегодняшний ребенок? Опять же в двух словах не ответишь. Поэтому попробую начать снова с истории...

Я уже говорил о том, что, прежде чем сформироваться, педиатрия прошла сложный путь. В ее создании принимали активное участие многие талантливые отечественные исследователи. Особенно значительны были достижения советской системы здравоохранения и педиатрии в борьбе с детской смертностью. За труды в этой области академики Г. Н. Сперанский, Ю. Ф. Домбровская, А. Ф. Тур были удостоены Ленинской премии в 1970 г. Историческая справка: детская смертность снизилась у нас в стране по сравнению с дореволюционным периодом в 10 раз. Разрабатывая различные проблемы, наши ученые ясно сознавали, что педиатрия — сложнейшая дисциплина и нельзя ее воспринимать узко.

Они считали, что педиатрия «это — вся медицина, сдвинутая в детский возраст». То есть все, что есть интересного и актуального в медицине, должно быть пересмотрено и оценено в педиатрическом плане. Оказалось, что многие заболевания, порой тяжело протекающие у взрослых, например, ревматизм, бронхиальная астма, хронические поражения почек и пр., начинаются в детском возрасте. У детей, как выяснилось, наблюдаются такие заболевания, которые не встречаются у взрослых (например, рахит, экссудативный диатез, гемолитическая болезнь новорожденных и др.).

С развитием многих наук — математики, физики, химии, генетики — стало правомочным говорить, что педиатрия для своего становления заинтересована в применении достижений всех областей общечеловеческого знания, а это значит — все, что интересного появляется в разнообразных ее областях, может быть пересмотрено и применено в педиатрии. Сегодня коренным образом изменилась и сама педиатрия. В ней выделились специализированные направления. Есть врачи, которые занимаются лечением новорожденных в родильных домах, а также в специальных отделениях патологии новорожденных (доношенных и недоношенных) детей. В детских поликлиниках и больницах трудятся врачи-педиатры, забота которых состоит в том, чтобы предупреждать болезни и лечить детей от рождения до 14 лет. Но и в «недрах» педиатрии стали выделяться специализированные направления. Например, детская пульмонология — лечение и предупреждение болезней легких. Открываются специальные пульмонологические отделения в больницах, пульмонологические санатории.

Детишек, страдающих болезнями сердца, лечат в специальных кардиологических отделениях. В последнее время у нас в стране развернута сеть кардиоревматологических диспансеров. Маленьких пациентов, у которых имеются те или иные отрицательные изменения в крови, лечат специалисты-гематологи, открыты отделения для детей с заболеваниями почек, желудочно-кишечного тракта.

Кроме того, выделились и развиваются как самостоятельные такие направления, как детская хирургия, детская невропатология, детская офтальмология, детская оторинолярингология.

Проблема детских инфекций всегда волновала педиатров своей высокой распространенностью и высокой смертностью. Дети с инфекционными заболеваниями сегодня находятся под наблюдением в специальных больницах — инфекционных. Лечат их детские врачи-инфекционисты. На них также возложено большое дело по профилактике инфекционных заболеваний — прививки. Вот такую сложную науку с многими направлениями представляет собой современная педиатрия.

20 ноября 1980 г. состоялось Объединенное общее собрание Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, которое своим решением «О дальнейшем развитии фундаментальных исследований для медицины» выдвинуло ряд положений, имеющих непосредственное отношение к педиатрии. В частности, это касается внедрения в педиатрию достижений молекулярной биологии и генетики, физико-биохимических и иммунологических основ жизнедеятельности человеческого организма, химико-технологических, физико-технических и математических наук.

Но прежде чем приступить к рассказу о том, какое влияние оказывают на педиатрию успехи в разнообразных областях современных знаний, хочу поговорить о самом главном. Вначале сомневался, говорить ли об этом — ведь вы, мои читатели, сегодня сидите за школьной партой и не каждый из вас пойдет в педиатрию. Но это — сегодня. А через несколько лет вам предстоит стать родителями, нести нелегкую ответственность перед обществом за то, какими вырастут ваши дети. Значит, я просто должен поговорить о главном.