Как я стал педиатром

Страницы: 1 2

Предложил ребятам — давайте искать, где же у него сердце. Осторожно прощупал ужа и обнаружил сердце сантиметрах в десяти от головы. Послушали. Двухкамерное сердце билось, издавая звук, схожий с тиканьем наручных часов. Потом моя фантазий пошла дальше. «Давайте посмотрим, как оно «бьется», — предложил я. — Но для этого надо сделать операцию». — «Настоящую?» — удивились ребята. «Да! — ответил я. — Настоящую». Все делали по хирургическим правилам. Тщательно мылись. Провели обезболивание (анестезию). Осторожно разрезали кожу и вскрыли грудную полость. Все сделали, как полагается. Делали сами ребята, я только указывал и подсказывал. И вот мы увидели сердце. Живое. Оно билось в четком ритме — одна часть (предсердие) краснела, наполняясь кровью, а другая часть (желудочек) в это время была белой (находилась в сжатом состоянии). Затем картина менялась — бледнело предсердие, перегоняя кровь в желудочек, краснел желудочек, наполняясь кровью... Запоминающаяся картина. «Посмотрели и хватит», — сказал я. Мы осторожно зашили рану хирургическими иглами с помощью настоящих иглодержателей. Уж у нас поправился, и после выздоровления мы его выпустили на свободу.

Потом мы еще много опытов ставили. Разные наблюдения вели. Но до сих пор помню глаза тех ребят. Очень многие поступили в медицинский институт. Стали врачами. Есть среди них доценты, профессора. Работают с душой, самоотверженно. Нередко мне говорят: «Вот вы учились в МВТУ им. Баумана и три года у вас пропали даром». Однако следует подчеркнуть, что учеба, какая бы она ни была, никуда не пропадет. Она расширила мой кругозор. Казалось бы, в МВТУ я изучал технические науки, математику, теоретическую механику, сопромат, а в медицинском институте — биологию, анатомию человека, биохимию и т. д. Однако — и сейчас это особенно отчетливо видно — математика, физика, химия тоже все глубже и глубже проникают в медицину. Трудно представить дальнейший прогресс медицины и педиатрии без точных наук.

Часто спрашивают, а что бы было с вами, если бы вы не ушли из МВТУ и, закончив его, стали инженером? То есть мог бы я осуществить свою мечту? Конечно, мог. Медицине очень нужны люди, знакомые с техническими науками. Так, разработка и применение лазеров, АСУ, кибернетических методов в медицине немыслимы без участия технических специалистов. И такое содружество технических и медицинских наук все больше и больше расширяется, давая новый толчок творческой мысли, способствуя интересным открытиям на стыке наук.

Учился в медицинском институте с большим интересом — был отличником, получал повышенную стипендию, занимался в научно-студенческих кружках и выполнял научные исследования на различных кафедрах (анатомии, фармакологии, терапии, детских болезней), принимал активное участие в общественной работе: был членом и председателем профсоюзного комитета института, членом правления научно-студенческого институтского общества. Занимался спортом — имел первый разряд по легкой атлетике, по бегу на стайерские дистанции.

В 1953 г. с отличием окончил 2-й Медицинский институт, затем 3-годич-ную клиническую ординатуру по педиатрии, был принят в аспирантуру, которую закончил досрочно, защитив кандидатскую диссертацию. Затем был приглашен академиком Георгием Несторовичем Сперанским на должность ассистента на кафедру педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Было это в 1957 г., и с тех пор, вот уже 25 лет, нахожусь на педагогической работе, совмещая ее с лечебной и научной деятельностью.

С 1963 г., после защиты докторской диссертации, заведую кафедрой госпитальной педиатрии на педиатрическом факультете 2-го Московского государственного медицинского института им. Н. И. Пирогова.

За эти годы накоплен большой опыт по диагностике и лечению детей от рождения до 14 лет. Участвовал в проведении научных исследований по различным аспектам педиатрии. Постоянно возникала необходимость обобщить этот опыт и дать рекомендации тем, кто решил посвятить свою жизнь служению педиатрии.

Веду общественную работу. Без нее врачу, тем более педиатру, никак нельзя, так как общественная работа это тоже учеба. Она учит человека общению с людьми, умению быстро находить с ними общий язык, развивает у человека способности к лекторской работе.