О юношеской любви

Страницы: 1 2 3

Пожалуй, нет родителей, которые бы не тревожились в период юношества о формировании чувств у своих детей. «Подумайте,— говорят многие родители — еще молоко на губах у нее (у него), а туда же: ,,Я люблю". Ну что она (он) понимают в этом? Да и рано еще об этом думать, еще успеют, настрадаются, намучаются».

Вы, очевидно, уловили, какой недоброжелательный оттенок придается оценке юного чувства? И связывают его почему-то в основном со страданием, мукой и т. п. А разве только эти состояния сопровождают возникающее чувство? И разве сами родители не испытывали в свое время ни с чем не сравнимую радость, восторг, стремление обнять всех, перевернуть горы и улыбаться просто, легко и беспричинно всему миру: и солнцу, и небу, и даже осеннему нудному дождю?.. Разве любовь — это только страдание? И пусть это чувство вызывает иногда страдания, все равно оно прекрасно. Прекрасно и благородно, вечно и ново...

Так почему же вы не хотите, чтобы ваши дети любили? Это чувство, независимо от желания все равно придет, возникнет и разовьется... И его надо рассматривать как естественный и вполне закономерный процесс жизни... И стремиться сделать все возможное для того, чтобы молодые люди были подготовлены к нему. Мы уверены, что, если вы с младшего школьного возраста научили их красиво и правильно общаться, уважая друг друга, если вы сумели помочь им, ставшим уже юношами, правильно дружить, если вы смогли стать для них самым близким советчиком, то возникновение чувства любви не станет семейной трагедией, не вызовет взрыва негодования, а у детей — оппозиции, нежелания считаться ни с кем и ни с чем. Только в этом случае возникшее первое чувство юноши поистине станет даром и для него, и для вас.

«Горе сердцу, не любившему смолоду»,— писал И. С, Тургенев. Первое чувство—это особое возвышенное состояние души, это бурный подъем интеллектуальных и физических сил, это стимул движения человека вперед, навстречу трудностям, вдохновитель благородных и добрых поступков и подвигов... Это, наконец, мощный фактор перевоспитания многих отрицательных качеств личности...

Мы получили письмо от юноши-учащегося из Воскресенска. Он жарко спорил на лекции о том, что любовь это глупость, ерунда, ее вообще нет и т. п... И вот через 2 года письмо от него...

«...Вы помните, как я спорил с вами о любви? Нет ее, зачем она и все в том же духе... Мне сейчас совсем не стыдно сказать вам совсем, совсем другое: я был неправ. Я тогда еще не знал, как я слеп и глух. Я вырос в семье суровой, где совсем не видел ни ласки, ни внимания. Между отцом и матерью всегда чувствовалась какая-то холодность, отчужденность... Я никого не любил, как, наверное, и меня... И вот совсем случайно и неожиданно для себя я встретил Катю... Я не стану ее описывать, все равно не сумею. Она, наверное, обыкновенная, а для меня лучше ее нет. Знаете, она такая... нежная, ласковая, внимательная, заботливая. Не подумайте, наша дружба — самая чистая, самая красивая. И я знаю, кроме Кати, мне никогда и никто не будет нужен. Я твердо уверен, что буду любить только ее и любить всю жизнь... Я стал другим. Вы меня хоть немного помните? Я еще бравировал тогда своим помятым костюмом, грязным воротничком, желая показать свое презрение к обсуждаемым вопросам любви. Это я громче всех (помните?) смеялся, когда выступающие приводили примеры красивой любви. Если бы вы меня теперь встретили, то вряд ли бы узнали: я не ношу грязных рубашек и глажу костюм. Я не плюю небрежно на землю при встрече с девушками, не бросаю едких острот в их адрес. Я хожу будто не, по земле... Я счастлив, понимаете? К сожалению, физиономия моя осталась такой же, но Кате вроде она не противна. И за что мне такое, сам не знаю и не верю...».

Мы приводим это письмо почти полностью для того, чтобы показать, как неузнаваемо изменился под влиянием первого чувства самый заурядный, распущенный и даже в какой-то степени циничный юноша. Кто знает, сумеют ли молодые люди уберечь это чувство от невзгод, но ясно одно — оно навсегда останется для них единственной и яркой звездой, которая будет освещать добрым светом всю их жизнь.