Семейные традиции

Страницы: 1 2

А. С. Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция». Семья как первичный маленький коллектив тоже может и должна иметь свои традиции, имеющие важное значение в половом воспитании детей. Одной из таких традиций можно считать торжественное празднование дней рождения членов семьи. Эта красивая традиция украшает жизнь, укрепляет семью и воспитывает заботу друг о друге. В этот день особое внимание оказывается виновнику торжества. Ему дарят подарки, его окружают заботой. И, конечно, ценность подарков заключается не в их стоимости, а в том уважении и искренности чувств, которые испытывают те, кто их дарит. Эти дни, ставшие традиционными в семье, вызывают у детей благородные чувства, приучают их к настоящей красоте отношений, к высокой культуре поведения.

Кроме празднования дней рождения, в семьях отмечают и другие праздники — красные даты календаря, дни труда, дни встреч с друзьями взрослых членов семьи и с друзьями ребят.

Проведение различных торжеств в семье не только делает жизнь ее членов разнообразной, интересной и содержательной, но и создает условия для воспитания у детей правильных, эстетически красивых навыков общения с разными по возрасту и общественному положению людьми.

Человек, с детских лет привыкший к нормам коммунистического поведения в малом и большом коллективах людей, воспитанный на прекрасных семейных традициях, не сможет вести себя вульгарно, развязно, никогда не станет пошлым и циничным с людьми.

К сожалению, не во всех семьях придают значение созданию добрых традиций. Подчас и само проведение праздника оставляет желать лучшего: на столе — батареи бутылок с вином, пивом, в стаканы и рюмки наливают и взрослым, и детям. Совершается известный и установившийся ритуал «чоканья» бокал о бокал. Слышится нестройное пение захмелевших. Постепенно теряя самоконтроль, взрослые в присутствии детей начинают рассказывать неприличные анекдоты, петь непристойные песни.

Подобная обстановка развращает сознание детей и вызывает у них стремление подражать жестам и поведению взрослых. Особенно пагубно, когда взрослые, отмечая то или иное торжество, привлекают к выпивке подростков и юношей. Получение даже небольшой дозы легкого вина возбуждающе действует на юный и бурно развивающийся организм. Не умея владеть собой, молодежь становится развязнее, грубее, циничнее. Она стремится уйти от глаз взрослых. «Хотим праздновать одни, нам интереснее, свободнее»,— так говорят они. Взрослых обижают эти слова. Но не сами ли они повинны в этом? Сумели ли они в свое время сделать совместное общение интересным и привлекательным?

Молодежь может собираться в семьях в субботние или воскресные вечера. От родителей во многом зависит содержание этих встреч, их организация и направленность. Сколько интересных разговоров может возникнуть за чашкой чая, являющейся давней традицией. Как известно, прогрессивные люди прошлого столетия— поэты, художники, революционеры — любили проводить время за чашкой чая. Они читали стихи, говорили о литературе, о музыке, спорили о разных новых порядках, о своих увлечениях... Им совсем не было скучно, и вовсе не требовалось вина как возбуждающего средства.

Почему бы и теперь не вернуться к этой прекрасной старой традиции, посвященной встрече товарищей, друзей? И тогда основным содержанием таких встреч явились бы интересные разговоры, споры, рассуждения обо всем захватывающем юные сердца и не возникла бы мысль о спиртном.

Одной из прекрасных семейных традиций, имеющей немалое значение для правильного воспитания детей, является обсуждение членами семьи событий прошедшего дня.

Вот что писал о такой традиции А. С. Макаренко!

«Этот час должен быть обязательно отдыхом для всей семьи. А раз так, то он должен быть радостным и красивым. Ведь порой этот момент единственный, когда вся семья сходится вместе и когда каждый может поделиться тем, что с ним случилось за день. И потому надо создавать искреннюю и дружелюбную обстановку, надо и о себе суметь что-то рассказать (и не только хорошее). Тогда у детей возникает желание поделиться с родителями теми своими неудачами, в которых они виноваты. Родителям не следует высказывать в этот момент осуждения, а сделать это потом. Надо всемерно оберегать праздничность и торжественность часа отдыха семьи».

Такая традиция особенно ценна для воспитания стой* кого нравственного поведения детей. Не имея достаточного опыта такого поведения, достаточных знаний о нем и к тому же положительного примера взрослых, они совершают немало недостойных поступков. О таких поступках родители, как правило, узнают либо от учителя (записи в дневнике ученика), либо от других детей, либо от общественников. В очень редких случаях дети сами сообщают о своих ошибках родителям. Эти случаи имеют место в тех семьях, где откровенность и искренность стали обычным явлением, где ребенка не бьют за совершенный проступок, а стараются его понять, объяснить ему причину совершенной ошибки и одновременно строго потребовать ее исправления. Обычно в таких семьях вырастают очень честные, прямые, открытые люди, умеющие признаться в плохом, недостойном.