Почему люди такие разные?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Главной же чертой характера Гамлета является интровертированность. Вспомним его склонность постоянно предаваться раздумьям, что особенно хорошо видно из знаменитого монолога «Быть или не быть — таков вопрос». Раздумья, взвешивание всех «за» и «против» на долгое время лишают его активности. В этом он признается сам себе в следующих словах:

     Так трусами нас делает раздумье,
     И так решимости природный цвет
     Хиреет под налетом мысли бледным,
     И начинанья, взнесшиеся мощно,
     Сворачивая в сторону свой ход,
     Теряют имя действия.

Гамлет склонен к самоанализу, к внутреннему самоуглублению, свой внутренний мир он не склонен приоткрывать окружающим.

А изумительные по своей колоритности герои Гоголя: Чичиков, Ноздрев, Собакевич, Манилов! Какое разнообразие характеров с типичными акцентуациями!

Читатель при желании может найти массу подобных примеров акцентуаций характеров не только в классической литературе, но и в более поздних произведениях. Вспомните хотя бы деда Щукаря с типичными демонстративно-гипертимическими чертами характера.

Рассказывая о том, какие мы разные, и о причинах этих различий, необходимо, очевидно, коснуться еще одного вопроса. Речь идет о том, что каждый из нас отличается по самым различным параметрам, в том числе и особенностям психической сферы, не только от любого другого человека, но и от себя самого в прошлом (например, в юности), да и в будущем — в старости. Каждая человеческая особь, каждая человеческая личность — это не стационарное, а непрерывно изменяющееся состояние. И «я» вчерашний никак не равен «я» нынешнему или завтрашнему.

Так, в детском и подростковом возрасте постепенно формируются все структуры организма, в это время преобладают положительно направленные процессы — процессы созидания, построения. Созидание, усовершенствование функций остаются на первом плане и в юношеском и молодом возрасте. Но уже примерно с 30—35 лет постепенно происходит снижение обменных процессов в организме, начинают возникать атрофические изменения в печени, почках и других органах.

А затем после периода как бы равновесного баланса между процессами становления и восстановления, с одной стороны, и процессами негативного порядка — разрушения тканей, нарастания в них различных дегенеративных изменений — с другой, происходит неуклонный сдвиг в сторону последних. Наступает старость.

Отчетливую динамику претерпевают при этом и механизмы реактивности: в детстве они еще неуравновешенны, незрелы. В целом у детей отмечается явная склонность к повышенной реактивности (гиперреактивности). Вспомните хотя бы чрезмерные лихорадочные реакции нередко с судорогами у маленьких детей при заболеваниях. Повышенная реактивность проявляется у них и частотой аллергических состояний: хорошо известно, например, что очень многие дети не переносят те или иные пищевые продукты (яйца, клубнику и др.).

В последующем реакции организма становятся все более упорядоченными, спокойными, с тем чтобы к старости подвергнуться все большему угнетению — перейти в состояние гипореактивности. В стареющем организме прогрессивно ухудшаются и компенсаторно-приспособительные процессы. В результате всего этого совсем иначе начинают протекать и болезни — более медленно, вяло, в их проявлениях нет обычной четкости симптомов. Врачи, в частности, отмечают значительную частоту у пожилых пациентов замаскированных пневмоний  (воспаления легких), протекающих совсем без температурной реакции, а также безболевых инфарктов миокарда.

Отчетливым изменениям в разные возрастные периоды подвергается и психическая сфера человека. Имеется даже особая отрасль психологической науки, именуемая возрастной психологией, которая изучает психологические различия в возрастном аспекте.