Школа-интернат в СССР

Школа-интернат в СССР — это учебно-воспитательное учреждение, в котором воспитание, обучение и содержание детей осуществляется за счет государства. В школе-интернате  дети получают общее среднее образование, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, а также проходят трудовое обучение. В школе-интернате обучаются дети, которые в семье по тем или иным причинам не могут получить правильное воспитание, а в специализированных   школах-интернатах  (см. ниже) — больные дети. Дети находятся в школе-интернате круглосуточно в течение всего периода обучения и лишь на воскресенье, праздники и каникулы возвращаются в семьи. Число детей в школе-интернате обычно 280—500.

Под школу-интернат обычно отводится хорошо озелененный участок площадью 2—2,5 га. В учебно-жилом секторе выделяются учебные, спальные, административно-хозяйственные помещения, учебно-производственные мастерские, спортивные сооружения, помещения для отдыха и внеклассной работы. Учебные помещения состоят из классных комнат не более чем на 30 человек (из расчета 1,4—1,5 м2 на 1 человека). Занятия проводятся в одну смену. Гигиенические требования к классам и санитарные нормы такие же, как и в общеобразовательных школах (см.). Спортивный зал должен быть не менее 150 м2 (с раздевальнями и душевыми). Актовый зал (100— 120 м2) используется для собраний, торжественных вечеров, концертов и других мероприятий.

Спальные комнаты обычно рассчитываются на 4—6 чел. для старших школьников (на 1 школьника — не менее 4 м2) и на 8—10 человек для младших (по 3,5 м2 на одного). Обязательными являются спортивные площадки. Питание в школах-интернатах 4-разовое с общей калорийностью 2300 ккал для младших школьников, 3000 ккал для детей среднего возраста, 3500 ккал для старших школьников.

Большое внимание в школах-интернатах уделяется организации и четкому выполнению режима дня, который строится с учетом возрастных особенностей воспитанников и предусматривает определенную продолжительность учебных занятий, рациональное чередование труда, активного отдыха, сна, времени для занятия физической культурой, спортом и на самообслуживание.

Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом и медсестрой школы-интерната, а также детской поликлиникой по месту нахождения школы-интерната. Два раза в год врач и сестра проводят диспансерное обследование детей, систематически осуществляют контроль за питанием детей, физической и учебной нагрузкой, режимом дня и санитарным состоянием помещений, проводят противоэпидемическую и санитарно-просветительскую работу среди воспитанников и сотрудников. В школе-интернате предусмотрен медпункт, состоящий из кабинета врача, процедурной комнаты, палаты-бокса, зубоврачебного кабинета и изолятора на 5—15 коек, в зависимости от количества учащихся. К обследованию состояния здоровья детей по показаниям привлекаются врачи-специалисты поликлиники (фтизиатры, психоневрологи, хирурги-ортопеды, оториноларингологи и др.). Ежегодно проводится санация полости рта у детей. Лечебную помощь заболевшим детям оказывает врач школы-интерната, детская поликлиника или больница. По представлению врача воспитанники школы-интерната направляются для лечения в специальные детские санатории. Летом дети направляются (также бесплатно) в пионерские лагеря. Кроме общих, существуют специализированные школы-интернаты для больных детей (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сколиозами, умственно отсталых и др.), которые нуждаются в постоянном медицинском наблюдении и длительном восстановительном лечении. Общий режим в таких специализированных школах-интернатах определяется органами здравоохранения совместно с органами народного образования. Находясь под постоянным наблюдением различных специалистов — медицинских работников и педагогов — дети получают необходимые виды лечения, общее образование и профессиональную ориентацию.