Этика медицинская

Страницы: 1 2 3 4

Нередки случаи, когда больные испытывают раздражение и даже неприязнь к определенным представителям медперсонала, жалуются на них, могут резко говорить с ними и даже оскорбить. В этих случаях следует проявлять спокойствие, не вступать с больными в объяснения и не оправдываться в их присутствии. Если бывают нужны пояснения, то их дают руководителю в отсутствие больных.

Разговор с больным всегда требует знания его заболевания и должен быть в общих чертах заранее продуман. Его необходимо вести в осторожной форме. В частности, вопросы о болезни должны служить стимулом для больного самому рассказать о своем состоянии.

При общении с больным человеком очень часто большую ценность имеет способность медика не столько говорить, сколько слушать и наблюдать. Особенно это относится к среднему медперсоналу, который по роду своей службы находится среди больных значительно больше времени, чем врач, и соприкасается с ними в самых различных ситуациях. Неосторожное слово, необдуманный вопрос, быстрый ответ могут причинить больному определенный вред.

Профессиональные разговоры медработников о больном в его присутствии должны быть сведены до минимума, а лучше их совсем не вести. Необходимо иметь в виду, что больные быстро улавливают и чувствуют настроение и интонации в разговоре медперсонала. Кроме того, больные часто неправильно и всегда в худшем для себя смысле истолковывают услышанное, что тотчас вызывает у них волнение, страх и даже отчаяние, т. е. те эмоциональные реакции, которые способствуют развитию ятрогенных заболеваний (см.).

В своей деятельности медик постоянно связан с необходимостью не только оценивать для самого себя состояние больных людей, но и давать по этому поводу разъяснения как самому заболевшему, так и его близким. Наибольшие трудности возникают здесь при необходимости давать оценку тяжелым заболеваниям, влекущим, за собой неблагоприятный прогноз или смерть. В каждом случае следует учитывать конкретную ситуацию, индивидуальные особенности больного (его психику, характер), взаимоотношения его с родственниками, семьей и др. При соответствующих ситуациях в разговоре с родственниками больного, учитывая это, в некоторых случаях вначале разумнее не говорить о точном диагнозе и вероятном прогнозе, но вместе с тем не следует и скрывать серьезности заболевания, а лишь несколько преуменьшить его тяжесть, умалчивая о наиболее неблагоприятных возможностях исхода. Это вселяет в родственника больного некоторую надежду и вместе с тем дает ему возможность привыкнуть к мысли о наличии у близкого тяжелой болезни со всеми вытекающими из этого последствиями.   Родственник  за  определенный период научится лучше владеть своими чувствами и сумеет скрывать их от больного. Рекомендации, как должен поступать медик в подобных ситуациях, дать нельзя, однако в таких случаях он обязан думать о здоровье и психике близких больного и по возможности щадить их. Самим больным полной правды в случаях тяжелых, а также приводящих к смерти заболеваний никогда говорить нельзя. Целесообразнее прибегнуть в таких случаях к полуправде, давая, например, больному разъяснение, что у него диагностируют хотя и серьезное, но не смертельное заболевание.

Случается, что больные в упор спрашивают обслуживающий средний медперсонал о характере своего заболевания, бывая твердо уверенными в его неблагополучном (и даже смертельном) исходе, и настойчиво просят при этом сказать им «всю правду». В таких случаях иногда бывает уместно задать контрвопрос больному о том, что сам он думает о характере своего заболевания и этим снять с себя необходимость отвечать самому. Всякий, в том числе и смертельно больной, человек никогда не теряет надежды на выздоровление, и потребность высказаться, быть выслушанным сочувствующим слушателем всегда имеется у больного. Во время последующей беседы, при которой инициатива высказываний должна обязательно принадлежать больному, он может и не возвратиться к своему первоначальному вопросу. Если же этот прием цели ее достиг, то средний медработник должен сослаться на свою неосведомленность в данном вопросе и посоветовать обратиться к врачу.