Этика медицинская

Страницы: 1 2 3 4

Бесплатная общедоступная медицинская помощь в СССР создает условия для нормальных взаимоотношений между врачом и больным, в которых отсутствуют какие-либо материальные соображения. Получая материальное обеспечение за свой труд от государства, врач не рассматривает больного как объект для получения выгоды.

Медицинская этика касается трех сторон деятельности медработников: их взаимоотношений с больными, между собой и с обществом.

Решение вопроса о состоянии здоровья обращающихся к нему лиц требует от медика самого пристального внимания ко всем признакам, могущим говорить о наличии болезни. Правильная оценка жалоб больного затрудняется во многих случаях тем, что не всегда больной умеет высказать и объяснить то, что с ним происходит, или же говорит о своем состоянии сбивчиво, путано, нередко противоречиво. Одной из главных ошибок, которые иногда допускают медики, является представление о том, что характер жалоб и поведение больного в целом не находятся в соответствии с данными проводимого обследования и, в частности, что тяжесть болезненного состояния больным преувеличивается. За исключением немногочисленных, главным образом экспертных случаев, когда медик действительно может иметь дело с утяжелением больным имеющихся у него болезненных симптомов (аггравация) или с притворной болезнью (симуляция), в основе даже самых незначительных жалоб больного всегда лежит то или иное нездоровье. Если же различные жалобы на физическое нездоровье все-таки не подтверждаются результатами тщательного обследования, речь, как правило, идет о наличии нервно-психического заболевания. Отношение врача к некоторым жалобам пациентов как к чему-то не заслуживающему большого внимания и как следствие — нередкие при этом советы «не уходить в болезнь», «взять себя в руки», «не распускаться» и т. п. оскорбляют или озлобляют больных. Напротив, способность медика вдумчиво и внимательно оценить все субъективные данные (жалобы больного) и результаты объективного обследования, умение дать почувствовать больному в процессе обследования, что в его состоянии хотят разобраться; наконец, что он, больной, является для врача не просто «интересным» и «трудным» случаем, но прежде всего страдающим лицом со своими, присущими только ему особенностями,— все это позволяет наметить пути индивидуального подхода, облегчающие и постановку правильного диагноза, и завоевание расположения пациента (последнее имеет большое значение для успешного лечения).

Необходимость оказания больному максимально действенной помощи обязывает медработников постоянно повышать свои профессиональные знания.

Поведение медика имеет ряд особенностей; терпение, осторожность, вдумчивость, такт и самообладание должны лежать в основе отношений не только медика к больному, но и медработников по отношению друг к другу. Отсутствие любого из указанных качеств приносит больному прямой или косвенный вред. Отношение ко всем больным должно быть внимательным, заботливым, мягким и вместе с тем лишенным сентиментальности и фамильярности, т. е. должно быть простым и естественным. Немаловажное значение имеет форма обращения к больному. Наилучшим является обращение по имени и отчеству или (что несколько хуже) по фамилии. В первом случае сохраняется принцип индивидуализации. Обращение «больной» в значительной мере безлико и адресуется по существу не к конкретному человеку, а к больному вообще.

Уважение к личности больного проявляется и в обращении к нему на «вы».Способность владеть собой включает и умение медика полностью подчинить свои мысли и интересы профессиональной деятельности. На время общения с больными медработники должны уметь отрешаться полностью от своих собственных дел и переживаний. Разговоры медперсонала, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой им работе, нередко расцениваются больными как невнимательность, неуважение и равнодушие. Умение медика владеть своими чувствами должно проявляться и в его отношении к различным тягостным сторонам, неизбежно сопровождающим некоторые болезни: он должен научиться не испытывать чувства страха (перед психически больными, инфекционными больными), брезгливости и т. д. В интересах правильного лечения и полноценного ухода за больными следует подавить в себе эти чувства, иначе работа медика станет невозможной.