Раздумья врача

Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.

Л. Н. Толстой
Красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы... вечно искать истину.
А. Франс
Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.
Л. Фейербах
В книге науки никогда не бывает последней страницы.
Ф. Видаль

Быть или оказаться врачом? Легка ли стезя?

Страницы: 1 2 3 4 5

Уже не раз писали о том, что, идя в медицину, подумай — сможешь ли трудиться днями без отдыха, ночами без сна, слушать мольбы и стоны больных, видеть раны и кровь, безропотно и терпеливо переносить укоры и полные отрешенности взгляды неизлечимых, нередко ощущать, как из рук твоих неумолимая сила вырывает жизнь человека. Все это требует великих не только физических, но и духовных сил. Есть ли у тебя эти силы, а если нет, то способен ли ты к их приобретению? Вот первые вопросы, на которые должен ответить каждый, избравший стезю врачевателя.

Путь длиною в шесть лет — чрезвычайно важная жизненная дистанция. И если не все, то многое закладывается в эти студенческие годы — годы мечты и надежд, годы удач и первых разочарований...

Поступивший в медицинский институт живет мечтой о больших успехах в медицине. Хорошая мечта. Но некоторым это будущее рисуется радужным, победы — легкими, а результаты — значительными. Тот, кто думает так, глубоко ошибается. Путь к этой заветной цели лежит через упорный, настойчивый труд. Великий Луи Пастер в письме сестрам, заканчивавшим школу, писал: «Желание — это великая вещь, дорогие сестры. Ибо за желанием всегда следуют Действие и Труд, а Труд почти всегда сопровождается Успехом. Эти три вещи — Труд, Желание и Успех — наполняют всю человеческую жизнь. Желание открывает ворота блестящему и радостному Успеху; Труд проходит через эти ворота и в конце пути своего встречается с Успехом, который его венчает».

Временную дистанцию в шесть студенческих лет можно пройти по-разному: с полной нагрузкой и с облегченной ношей. В итоге — лишь внешне будет один и тот же результат: диплом врача... Но «вес» этого диплома будет разным, и это сразу же покажет врачебная практика: сталь проверяют огнем, а человека — делом.

Путь к заветной цели нелегок. Но даже если будет трудно, то не следует соглашаться с коварной мыслью о своей заурядности. Наш большой педагогический опыт работы в медицинских вузах дает нам основание заявить, что хотя резервы и задатки у студентов разные, но они немалые. Однако всякие задатки — это только возможности, которые настойчивостью, волей человека превращаются в результат. Борьба с самим собой — это часто борьба между «хочу» (с великой гаммой внешних желаний) и «должен» (учиться). Именно в этой борьбе идет становление волевого человека, без которого нет настоящего Врача.

Став студентом, надо взять себе за правило: ни дня без приобретения новых знаний.

Современная медицина — это сложная и многоуровневая система знаний. В центре ее — человек в различных состояниях — нормальных или патологических. Знать эти состояния, критерии их отличия — первейшая задача врача. Но причины этих состояний, механизмы их развития, диалектика живого — вопросы сложные и пока не до конца познанные. В этом и трудности Великого Искусства Врачевания — трудности распознавания заболеваний (диагностики), трудности лечения. Многие из них связаны не только с объективными причинами (неизученностью нормальных и патологических процессов), но и с причинами субъективными, зависящими от уровня знаний и человеческих качеств врача.

В 1935 году академик И. П. Павлов в известном «Письме к молодежи» говорил о том, что «большого напряжения и великой страсти требует наука от человека». Подняться до современного знания медицины можно лишь постепенно, переходя от биофизики и биохимии к анатомии, гистологии, биологии, физиологии (нормальной и патологической) человека, терапии и хирургии, венчающим образование врача. Крепость дома, его устойчивость зависят от фундамента. Прочность и основательность медицинского знания определяются фундаментальными знаниями физики (биофизики), химии (биохимии), биологии человека.

Человек — существо не только биологическое. Он одновременно продукт социальной среды и социальных отношений. В нем воедино слиты два основных начала — организменно-физиологическое (биологическое) и личностно-психологическое (социальное). Все социальное — от любви до революции — человек реализует с помощью своей физиологической, телесной организации. Поэтому врач не может и не должен замкнуться в рамки только биологических закономерностей. Настоящий врачеватель лишь тот, кто врачует не только человеческое тело, но и его душу. Еще античный философ Платон сказал: «Нельзя врачевать тело, не врачуя душу, ибо они едины и слитны в облике человеческом».