Сегодняшний врач

Страницы: 1 2 3 4 5
 Если суммировать все требования, 
 предъявляемые к врачу, то  положение
 его можно оценить как труднейшее
 среди существующих профессий.
                     А. Д. Очкин

Врач должен знать медицину. Это аксиома.

Что касается взаимоотношений с больным, то желаемое можно было бы кратко сформулировать так: к пациенту надо относиться сердечно, к врачу — уважительно.

Казалось бы, все это не очень оригинально, а главное — давно известно. Так стоит ли возвращаться к тому, что выглядит столь элементарным? Полагаю, что стоит, и вот почему.

Врачебная этика восходит своими корнями к Гиппократу. Выдающиеся врачи разных времен и народов оставили нам неувядающие примеры служения своему долгу.

Но даже самым лучшим идеям угрожают две опасности: вульгаризация и канонизация. Так, этические нормы врача средневековья отличаются от требований, предъявляемых врачу двадцатого столетия.

Перед анатомами эпохи Возрождения вставали серьезные моральные и религиозные проблемы, когда для изучения органов и болезней они должны были вскрывать трупы. Проходившая в 1968 году в Австралии 22-я Всемирная медицинская ассамблея обсуждала этические и юридические аспекты пересадки сердца. Последнее звучало бы фантастически даже сто лет назад, дискуссии об оправданности вскрытия трупов немыслимы в наше время.

Клятва Гиппократа запрещает врачу производить аборты, современные законы многих стран их разрешают.

Хотя в 1949 году в Женеве был утвержден «Международный кодекс врачебной деонтологии», представления о должном у советского и частнопрактикующего врача в зарубежных странах различны.

Примечательны в этом отношении результаты опроса, проведенного американской ассоциацией студентов-медиков, о которых сообщает в своей книге «Доктора» Мартин Л. Гросс. На вопрос: «Что явилось основной причиной вашего выбора медицины как профессии?» 56 процентов из 694 опрошенных будущих врачей ответили: «деньги» или «положение».

Французский журнал опубликовал статью, название которой привожу дословно: «Какой объем работы должен проделать врач, чтобы обеспечить себе чистый доход в 6000 франков ежемесячно». Как мы видим, целью деятельности являются деньги.

При анкетировании 350 студентов Оренбургского медицинского института лишь 1,4 процента из них указали как на причину выбора профессии «материальную обеспеченность врача». Ясно, что в СССР не меркантильные мотивы определяют причины конкурса на медицинские факультеты.

Вызывают скептическое отношение утверждения, в которых студенты объясняют желание стать врачами призванием. Так, студенты Милана дали такую мотивировку в 52 процентах случаев. Как было определено призвание, каковы его критерии? Разработаны ли они вообще?

Поэтому больше убеждают ответы, в которых молодежь объясняет свой выбор интересом к врачеванию и медицинской науке, семейными традициями, гуманизмом специальности.

Во врачебной этике, наравне с меняющимися нормами и требованиями эпохи и конкретных социально-политических условий, существуют непреходящие принципы, обусловленные спецификой медицинской профессии. «Спешите делать добро!» — такова лапидарная надпись, высеченная на могиле московского врача Ф. П. Гааза. Эти слова, вероятно, должны лежать в основе всего, что касается медицинской деонтологии.