История медицины — история борьбы против религиозного мракобесия

Страницы: 1 2 3

Очень популярным в средние века было учение Галена, причем средневековая медицина унаследовала наиболее отсталые, религиозно-идеалистические стороны этого учения, отбросив полностью элементы материализма. Теологизм (религиозность) медицинской системы Галена в основном заключался в следующем. Жизнь рассматривалась им как высшее проявление и воплощение божественной силы. «Излишне доказывать,— писал Гален,— насколько соразмерность и польза бровей, ушей, век, ресниц или одинаковая величина зрачков свидетельствует о мудрости и вместе с тем о могуществе природы; одной кожи, которую находят повсюду, достаточно для того, чтобы показать ее искусство, равно как и различных отверстий и каналов, из коих нет ни одного бесполезного... Кто же будет до того безумцем и врагом созданий природы, кто не признает верховного художника, рассматривая хотя бы кожу? Кто не поймет, что над землей парит и проникает все части высший, одаренный дивным могуществом разум?»

С позиции религии рассматривал Гален и работу отдельных органов и систем организма. Основой строения органов, по Галену, является богом установленная целесообразность. Тот или иной орган осуществляет заранее предустановленную божественным началом соответствующую функцию.

Религиозное мировоззрение эпохи средневековья было важнейшим тормозом на пути развития медицины. Средневековая церковь тормозила развитие и изучение естественных наук, в том числе и медицины, которые подтачивали устои религии. В частности, было запрещено вскрытие трупов человека, ибо этим якобы «оскверняется человек, созданный по образцу и подобию божьему». Медицина основывалась на библейских легендах и преданиях. Например, считали не подлежащим никакому сомнению, что у мужчин на одно ребро меньше по сравнению с женщиной, так как, согласно библии, одно ребро Адама было использовано на создание женщины. Это библейское предание было в свое время поддержано Галеном.

Когда знаменитый анатом Везалий в своем труде «Строение человеческого тела» указал (на основе тайного вскрытия трупов), что количество ребер у мужчин и женщин одинаково, то его обвинили в богохульстве и он был приговорен к совершению «покаянного путешествия» ко «гробу господню». Во время этого путешествия он и погиб.

Наиболее крупным представителем стихийного материализма и атеизма в области средневековой медицины был Авиценна. Исходя из материалистического положения о влиянии окружающей среды на организм, Авиценна отвергал ряд религиозных воззрений на болезнь.

В эпоху зарождения и развития капитализма удельный вес материалистических и атеистических теорий и идей в области медицины все более возрастает. Определенную роль в борьбе против религиозной идеологии в области медицины сыграли представители иатрохимического (iatros — врач) и иатрофизического направлений. Например, основоположник иатрофизического направления в медицине Санкторий в своей «Статической медицине» вместо божественного объяснения болезней вводит чисто физическое понятие веса. Согласно его учению, организм в результате невидимого испарения испытывает постоянные потери в весе. Эти потери должны восполняться, компенсироваться не только питанием, но и общим гигиеническим режимом. Основой здоровья является способность организма поддерживать относительно постоянный вес. Нарушение этой способности организма ведет не только к заболеванию, но и в конечном итоге к смерти.

Большое влияние на развитие атеистической направленности медицины оказали передовые русские ученые-медики. Например, И. Е. Дядьковский в «Рассуждении об образе действия лекарств на человеческое тело» (1845) открыто выступает против религиозных и виталистических * взглядов на жизнедеятельность организма в здоровом и болезненном состоянии. Опровергая виталистический взгляд на эволюцию животного мира, Дядьковский писал: «... трудно... понять, почему столько тел и столь они разнообразны, если одарены одним и тем же жизненным началом...». Он считал, что эволюция форм обусловлена новообразовательными процессами, происходящими под влиянием внешних условий.

* Лат. vilalis — жизненный. Идеалистическое учение, согласно которому жизнедеятельность организма зависит от особой, нематериальной жизненной силы.