История медицины — история борьбы против религиозного мракобесия

Страницы: 1 2 3

Не только эволюционный процесс, но и причины заболеваний И. Е. Дядьковский видел в неблагоприятном воздействии внешней материальной среды на организм.

Большой вклад в укрепление материалистических и атеистических идей в области биологии и медицины внес И. И. Мечников. Его работы по эволюционно-сравнительной эмбриологии, эволюционной патологии и иммунологии и т. д. проникнуты идеей непримиримой борьбы с идеализмом и религией. На вопрос последовательных приверженцев религии: «... Вы думаете, что после смерти душа нигде не будет существовать?» Мечников ответил: «Не думаю, а убежден... Душа наша во время сна уже как бы не существует, оставляя по себе только след бессмысленных сновидений. Под наркозом душа совсем замирает.

Зависимость души или сознания от нервных центров несомненна уже при жизни. Как же вы хотите, чтобы по смерти, с полным разрушением этих центров, душа сохранилась?» Религия, говорил Мечников, уводит медицину от изыскания подлинных причин возникновения болезней. Считая же причиной болезней козни злых духов и гнев божий, религия, по мнению Мечникова, не только мешает борьбе с болезнями, но и способствует их распространению.

В «Этюдах о природе человека» Мечников приводит пример религиозного мракобесия в области медицины. «На острове Суматре, когда не удается остановить кровь из раны, приписывают эту неудачу влиянию злого духа..., сосущего рану и делающего ее неизлечимой. В Ниасе смотрят на кровотечение из носа у детей, как на наказание отца за убийство свиньи во время беременности жены. Для излечения необходимо принести жертву божеству».

Наиболее существенный вклад в дело борьбы с религией в области биологии и медицины внес И. П. Павлов, гениальный продолжатель учения И. М. Сеченова. Создав учение о высшей нервной деятельности, обосновав ее важнейшие законы, внедрив в науку объективные методы исследования, он превратил физиологию в подлинную науку, освободил ее от различных антинаучных, нередко религиозных вымыслов.

Религиозным, идеалистическим теориям о душе как чем-то самостоятельным, независимым от мозга и богом данным был нанесен смертельный удар.

В основе всей психической деятельности, в том числе и сознания, как показали И. М. Сеченов и И. П. Павлов, лежат материальные процессы, происходящие в коре головного мозга, а не какое-то бесплотное душевное начало.

Учение И. П. Павлова глубоко атеистично. Да и сам он, вопреки утверждениям церковников о его религиозности, был воинствующим атеистом. «Человек,— говорил И. П. Павлов,— сам должен выбросить мысль о боге... Это должно естественным образом протекать, а не путем насилия... Я ведь сам сын священника, вырос в религиозной среде и т. д. Однако, когда я в 15—16 лет стал читать разные книги и встретился с этим вопросом (о религии.— Г. Ц.), я переделался...».

Еще в 1880 г. Павлов говорил: «Сам в бога не верую, никогда не молюсь», а в 1928 г. он пишет священнику Е. Кондратьеву: «Я сам неверующий». Широко известны его слова: «Я сам рационалист до мозга костей и с религией покончил».

Павловское учение имеет также большое значение в борьбе против религиозного понимания проблем здоровья и болезни.