Религия о здоровье и болезнях

Страницы: 1 2 3

В ряде церквей и храмов можно увидеть икону с изображением города, на который ангелы шлют свои стрелы. Тот, в кого попала стрела, заболевает. Это картинное, наглядное изображение религиозного представления о происхождении и сущности болезни. Болезнь — это «божья кара».

«Второзаконие» гласит, например: «Если не будешь слушать гласа господа бога твоего, то прилепит господь к тебе моровую язву... поразит тебя чахлостью и горячкою, и лихорадкою, и воспалением... проказой египетской, и почечуем, и коростою, и чесоткою, от которой ты излечиться не можешь, поразит тебя господь».

Во взглядах католиков и православных на психические болезни есть некоторые различия. Если католики психические болезни считают делом добровольного союза человека с дьяволом, то православные рассматривают душевные заболевания как результат внедрения беса в человека вопреки его воле. Поэтому католики во времена инквизиции призывали к уничтожению психически больных, православные же считали необходимым лишь заточение этих больных в монастыри.

Но если болезнь является «наказанием» божьим за грехи человека, то за что же он «наказывает» младенцев, не успевших совершить никаких грехов?! За что он «наказывает» глубоко верующих и даже его «земных представителей», служителей религиозного культа?!

Чтобы выйти из подобного затруднительного положения, богословы придумали другой способ объяснения болезней. Они говорят, что бог ниспосылает болезни на людей для испытания их веры. Но и такое объяснение не выдерживает критики. Ведь бог всеведущ, он осведомлен о прошлом, настоящем и будущем людей, об их помыслах и намерениях. Но если он добр и все знает о людях, тогда зачем же ему испытывать их веру?

На самом деле религиозная догма о болезни — выдумка богословов. Причем эта выдумка имеет земной прообраз. В эксплуататорском обществе, основанном на эксплуатации, вражде и недоверии, графы, князья, короли, императоры и служители религиозного культа нередко практиковали такой способ испытания верности своих подданных. Они наказывали их и следили за тем, как подданные оценивают это наказание. Если подданный рассматривает наказание как должное, как справедливое и разумное решение своего владыки, то последний считает его «своим», «верным». Если наказанный выражает недовольство, ропщет и протестует, то, значит, он ненадежен, неверен и т. п. Эта земная мера испытания верности подданных и была «перенесена на небо», т. е. в фантазии верующих превращена в божественное средство испытания их религиозной верности путем ниспослания наказания — болезни. «...Если человек создает бога по своему образу и подобию,— говорил Г. В. Плеханов,—...то ясно, что и свои отношения к „высшим силам" он будет воображать по образу и подобию знакомых ему отношений, господствующих в том обществе, к которому он принадлежит...»

Объяснение церковниками болезни как божьей кары или как средства испытания так или иначе ставит под сомнение гуманность, человеколюбие бога. Учитывая это, богословы нередко рассматривают болезнь как результат проделок, козней дьявола. Чума, лихорадка и все другие тяжелые болезни представляют собой не что иное, как дело дьявола, говорят они. Под влиянием таких воззрений на болезнь римский папа Иннокентий VII издал специальную буллу, согласно которой все так называемые одержимые должны были подвергаться различным пыткам до тех пор, пока они не признавались в своей «связи» с дьяволом. В дореволюционной России заболевание малярией, например, рассматривалось как происки двенадцати злых духов, дочерей царя Ирода. Это нашло свое отражение в названии симптомов болезни, которые созвучны именам злых духов — дев: Тряссея, Огнея, Ломея, Ледея и т. д.