Введение

Страницы: 1 2 3

Защитники религии нередко прибегают к следующему доказательству существования бога: любое явление порождается определенной причиной. Но при познании причины данного явления нужно найти причину этой причины и т. д. Но подобное познание причин не может продолжаться до бесконечности. На какой-то ступени познания причинная цепь кончается, и мы якобы приходим к причине всех причин, т. е. божественной первопричине, к сознанию бога как творца мироздания. Подобное доказательство существования божественной первопричины ныне используется церковниками для того, чтобы убедить верующих в наличии «болезнетворной» божественной первопричины. Медицина, говорят они, может познать лишь ближайшие причины болезни, каковыми могут быть неблагоприятные воздействия окружающей среды (физические, химические, биологические). Но за подобными ближайшими, непосредственными материальными причинами в конечном счете обязательно стоит духовная, божественная первопричина болезни.

Будучи не в состоянии не считаться с достижениями современной науки, церковники и богословы пытаются использовать их для укрепления влияния религии. Несколько лет назад папа римский признал целесообразность применения «метода Москвы» (так он назвал психопрофилактический метод обезболивания родов) по отношению к католичкам.

А происходивший несколько лет назад собор католической церкви вынужден рассматривать такие вопросы, как отношение церкви к регулированию рождаемости населения и т. д.

На протяжении всей истории человечества религиозное мировоззрение опиралось на естественную боязнь смерти. Это естественное свойство человека церковники пытаются превратить в некий культ страха, который призван укрепить веру в потусторонний мир, в загробную жизнь, куда якобы переселяется душа после обычной, земной смерти человека.

Научное же понимание сущности жизни, здоровья, болезни и смерти, их естественного характера, осмысленность и целеустремленность жизни человека, творческая полнота ее побеждают страх человека перед смертью. Еще Эпикур говорил, что смерти нечего бояться, ибо когда мы живем — ее нет, а когда она пришла — нас уже нет.

Вот как, например, ответил Л. Н. Толстой на вопрос, боится ли он смерти. «Как вы думаете, если сломать рояль, музыка останется? Вот то-то же! Человеческая жизнь — это сознание. Пока у меня будет сознание, я не умру, а когда у меня сознания не будет, мне тогда все равно».

Борьба против религии базируется прежде всего на широком распространении среди населения основ научных знаний, правильных представлений о законах развития природы и общества, и закономерностях развития организма в нормальном (здоровом) и патологическом (болезненном) состоянии и т. д.

Не может духовное развитие человека проходить успешно, если голова его забита мистикой, суевериями, ложными представлениями и предрассудками об окружающем мире.

Чем выше прогресс науки, тем изощреннее становится религиозная пропаганда.

В брошюре мы попытаемся раскрыть незатухающую на протяжении многих столетий борьбу между научным и религиозным пониманием проблемы здоровья и болезни человека и некоторые другие вопросы, тесно связанные с этой проблемой.