Введение

Страницы: 1 2 3

«Как только наука делает шаг вперед, бог отступает на два шага назад» — этот атеистический афоризм красноречиво отображает соотношение борющихся сил науки и прогресса, с одной стороны, религии и мистики — с другой.

Под влиянием неоспоримых успехов современной науки защитники религии вынуждены менять свою тактику борьбы, приспосабливаться к открытиям и достижениям науки, пытаются говорить о возможности раздела сфер влияния науки и религии. «Религия,— говорит профессор духовной академии А. Н. Парийский,— не противоречит науке и не может ей противоречить. Христианская религия основывается на Святой библии, наука — на изучении природы. Библия и природа — это две книги, написанные Богом и предназначенные для чтения человеком. Как произведения одного и того же автора они не могут противоречить между собой. Если же иногда находят противоречия между ними, то причина этого в том, что человек неправильно читает ту или другую, или обе книги вместе.

Можно смело утверждать, что данные науки, добытые упорным, настойчивым, многовековым усилием человеческого ума, подтверждают собой тесный союз науки с верой, идут навстречу Библии и несут радостное утверждение в том, что мир и человек есть творение великих рук Божьих».

Примерно то же говорит и профессор Чикагского университета доктор медицины Джером Хэд: «Нет конфликтов между человеком и богом, между наукой и религией».

В 1926 г. немецкий ученый Ашофф выступил на конгрессе врачей и естествоиспытателей с докладом «Религия и естествознание». Он говорил, что естествознание и медицина имеют пределы в своем развитии и познании, что «есть много вопросов, которых мы не знаем и узнать не сможем. Между естествознанием и религией искусственно создали границы. Мир божий выше какого бы то ни было другого мира».

Примирение науки и религии богословы пытаются осуществить с помощью «теории» Двойственности истины, согласно которой научная и религиозная истины не только не исключают, но даже дополняют друг друга. В то же время они не забывают напоминать о преходящем, временном характере научных истин и вечном, непреходящем, «нетленном» характере религиозных «истин» и так называемых откровений. Наука — это ум, религия — сердце человека, вещают современные богословы. Как разум и эмоции взаимообогащают друг друга, так и наука и религия якобы могут не только «мирно сосуществовать», но и плодотворно сотрудничать и соревноваться в познании загадок и тайн мироздания. Для обоснования «союза» науки и религии ссылаются на якобы имеющуюся у них общность в способах и средствах познания, в основе которых лежит вера. Если религиозная вера основывается на «священном откровении», то наука — якобы на вере в «земные откровения» и на «догмах ученых».

Правда, церковники и богословы «забывают» одну весьма существенную «деталь»: догмы религии недоказуемы, ложны, они не отражают законов развития природы и общества. Религиозное сознание в извращенной, фантастической форме отражает развитие мира, отношения между людьми, между обществом и природой. Образно говоря, религия — это кривое зеркало земных порядков. Не случайно в религиозных представлениях различных Народов в конечном счете отражаются их земные помыслы, взгляды, идеалы и т. п. В этой связи можно указать на такой любопытный факт: если бог в представлениях европейцев является светлолицым и белокурым, то у негров он изображается чернокожим и темноволосым. Люди в боге видят идеал своей земной красоты и совершенства. Еще древнегреческий ученый и философ Ксенофан писал, что эфиопы изображают богов черными и курносыми, а фракийцы — голубоглазыми и рыжими.