Характеристика общего состояния и особенности нервной системы

Для новорожденных глубоко недоношенных детей характерна общая слабость, адинамия, склонность к приступам асфиксии. Они постоянно спят и даже во время осмотра часто лежат с закрытыми глазами. Чувство голода отсутствует. Крик тихий, слабый, в основном при раздражении (инъекции, различные манипуляции). Сосательный рефлекс выражен слабо, а большей частью совсем отсутствует.

Выраженность и длительность этого состояния зависят от степени недоношенности, особенностей внутриутробного периода (болезнь матери, патологическое развитие плода), осложнений в родах (асфиксия, внутричерепная травма) и инфицирования ребенка. У глубоко недоношенных с неотягощенным анамнезом это состояние обычно улучшается к 12—14-му дню жизни. У детей с весом больше 2 кг общая слабость отмечается только в первые дни после рождения, в дальнейшем они мало отличаются от доношенных детей: громко кричат, самостоятельно сосут из бутылочки, их можно прикладывать к груди.

Как известно, центральная нервная система тесно связана со всеми другими системами организма, она координирует и регулирует их функции, а также играет главную роль в установлении связей организма с внешней средой. От зрелости центральной нервной системы зависит адаптация ребенка к внешней среде и нормальное функционирование систем организма.

У недоношенных детей дифференциация коры головного мозга и корковых центров еще не закончена. Центральная нервная система отличается значительной незрелостью. Кора головного мозга быстро истощается. У заболевших глубоко недоношенных детей усиливается адинамия, исчезает сосательный и угасают другие безусловные рефлексы. Особое значение имеет недоразвитие дыхательного центра, что при многих патологических состояниях может приводить к остановке дыхания.

Отсутствие доминирующей роли коры головного мозга приводит к преобладанию подкорковой деятельности. Это проявляется в своеобразных движениях ребенка: в состоянии покоя отмечаются беспорядочные, хаотичные, некоординированные движения рук и ног, при вздрагивании — обобщенность реакций.

У здоровых недоношенных детей сохранены физиологические рефлексы периода новорожденности.

Рефлекс Бабкина. При надавливании большим пальцем на область ладони ребенок открывает рот и наклоняет головку (рис. 2).

Рис. 2. Рефлекс Бабкина
Рис. 2. Рефлекс Бабкина.

Рефлекс Робинсона. При прикосновении к внутренней стороне ладони (поперек пальцев) ребенок крепко обхватывает пальцами прикладываемый предмет. Иногда ребенок так сильно удерживает пальцы врача, что его можно приподнять вверх.

Рефлекс Моро. При ударе по пеленальному столику, на котором лежит ребенок, у него появляется симметричное движение рук по типу обхватывания.

У глубоко недоношенных детей физиологические рефлексы в первые дни жизни могут быть снижены. Полное отсутствие рефлексов свидетельствует о какой-то патологии.