Типы темперамента и черты характера

Среди моментов, определяющих безграничное многообразие человеческих индивидуальностей, существенную роль играют свойства основных процессов нервной деятельности — возбуждения и торможения. Во-первых, процессы эти могут быть разной силы; во-вторых, они по-разному уравновешивают друг друга; в-третьих, они обладают у различных людей разной подвижностью (т. е. разной способностью быстро сменять друг друга). В зависимости от сочетания этих свойств, как показал И. П. Павлов, мы получаем четыре основных типа высшей нервной деятельности с массой переходов Между ними. Эти четыре типа и представляют собой те четыре темперамента, которые еще в древности были выделены наблюдательными художниками и врачами и известны как темпераменты по Гиппократу: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

У сангвиника нервные процессы, будучи сильными и уравновешенными, обладают и хорошей подвижностью. Это — самый полноценный тип нервной системы. Он не только легко справляется с жизненными трудностями, но умеет также быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и работы, быстро  ориентируется в новой обстановке.

У флегматика процессы возбуждения и торможения являются тоже сильными и хорошо уравновешивают друг друга, но подвижность их мала. В отличие от живого, быстрого сангвиника такой человек медлителен, нетороплив, не сразу ориентируется в новой обстановке. Иногда его можно назвать тяжелодумом. Однако действия его всегда бывают уверенными и точными. Он также не боится жизненных трудностей. Прекрасными примерами флегматиков являются образы Пьера Безухова («Война и мир») и Левина («Анна Каренина»). Это — полноценные, сильные люди, но в новой обстановке они разбираются не сразу, а потому иногда попадают в неловкое положение.

Если нервные процессы являются сильными, но возбуждение недостаточно уравновешивается торможением, мы получаем тип холерика. Это — возбудимый, безудержный человек, не продумывающий до конца своих действий, поступающий подчас «сломя голову». Вспомним Митю Карамазова из романа Достоевского или гоголевского Ноздрева.

Наконец, при слабых нервных процессах мы получаем тип меланхолика: безвольный, слабый человек, крайне нерешительный, с боязнью относящийся ко всему новому и необычному. Он постоянно пасует перед жизненными трудностями. Настроение почти всегда пониженное. Пример слабого типа — Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».

Понятно, что между этими четырьмя яркими типами имеется масса переходных форм. Прирожденные свойства нервных процессов могут значительно меняться, совершенствоваться в ходе жизни. Отсюда — огромная роль правильного воспитания. У людей, относящихся к типам холерика и меланхолика, чаще всего возникают функциональные нарушения корковой деятельности, что может вести к развитию патологии со стороны нервной системы и внутренних органов. Поэтому, воспитывая в себе волю, упорство, смелость, закаливая свой организм, мы благодаря повышению силы и уравновешенности нервных процессов становимся не только более ценными членами общества, но и людьми с более здоровой нервной системой.

Помимо рассмотренных типологических особенностей, связанных со свойствами основных нервных процессов и являющихся общими у человека и животных, И. П. Павлов выделил специально человеческие типы, зависящие от соотношения между сигнальными системами. У человека вторая сигнальная система всегда преобладает над первой. Однако степень этого преобладания различна, в связи с чем выделены: средний тип, мыслительный тип (с более значительным преобладанием второй сигнальной системы) и художественный тип (с более выраженными элементами первосигнального, образного мышления).

При отдельных формах труда находят приложение характерные черты различных типов. Понятно, что ответственная, руководящая работа более совместима с возможностями и склонностями представителей сильных типов (преобладание второй сигнальной системы). Именно они становятся лидерами в социальных группах, особенно лидерами неформальными. Однако и слабый тип имеет подчас свои преимущества. Он обладает, в частности, высокой чувствительностью, восприятия его тонки. Поэтому в ряде профессий (педагоги, художники, артисты) люди данного склада могут достигнуть даже более значительных успехов.

Что касается специально человеческих типов, то лица мыслительного склада, естественно, больше тяготеют к точным наукам, а лица художественного типа — к искусству.