Торможение

Торможение — это физиологический процесс в центральной нервной системе результатом которого является задержка возбуждения. Торможение не может распространяться подобно возбуждению (см.), являясь местным процессом. Торможение возникает в момент встречи двух возбуждений, одно из которых является тормозящим, а другое тормозимым.

Процесс торможения впервые был показан в 1862 г. русским физиологом И. М. Сеченовым. У лягушки производился разрез головного мозга на уровне зрительных бугров с удалением больших полушарий мозга. Измерялось время рефлекса отдергивания задней лапы при погружении ее в раствор серной кислоты (метод Тюрка). При наложении на разрез зрительных бугров кристаллика поваренной соли время рефлекса увеличивалось. Кристаллик соли, раздражая зрительные бугры, вызывает возбуждение, которое спускается к спинномозговым центрам и тормозит их деятельность.

В формировании поведенческих реакций животных и человека наряду с условнорефлекторным возбуждением в центральной нервной системе всегда имеют место процессы условнорефлекторного торможения. Различают внешнее (безусловное) и внутреннее (условное) торможение.

Охранительное торможение. Под термином «охранительное торможение» следует понимать свойство тормозного процесса защищать клетки от опасных для их жизнедеятельности и работоспособности сдвигов, связанных с длительным или чрезмерно сильным возбуждением. Теорию охранительного торможения создал и обосновал И. П. Павлов.



Ежесуточно естественный сон может служить примером охранительного торможения, однако наиболее ярко охранительное торможение обнаруживается в случае запредельного торможения, возникающего под влиянием сверхсильных раздражителей.

Теория защитно-компенсаторной функции торможения представляет значительный интерес для медицинской практики и в ряде случаев привела к несомненным практическим достижениям (применение снотворно-седативных средств в терапии травматического шока, гипотермия при оперативных вмешательствах и т. д.).

Внешнее торможение связано с деятельностью ретикулярной формации головного мозга. Оно возникает в случае внезапного появления какого-либо постороннего для наблюдаемой реакции раздражителя и проявляется в том, что условный рефлекс (см.) не образуется совсем либо образование его прекращается. Разновидностью внешнего торможения является запредельное торможение, возникающее при чрезмерном увеличении силы условного раздражителя.

Внутреннее торможение, или условное, является специфическим корковым и возникает, когда условный раздражитель не подкрепляется безусловным. В зависимости от условий образования внутреннего торможения различают следующие его виды: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее. Угасательное торможение развивается в том случае, если после выработки условного рефлекса условный раздражитель не подкрепляется безусловным. В результате условный рефлекс ослабевает или полностью угасает. Дифференцировочное торможение возникает при постоянном подкреплении условного раздражителя и неподкреплении постороннего, условный рефлекс возникает только на условный стимул. Внутреннее торможение вырабатывается и при наличии так называемого условного тормоза. Если условный сигнал А всегда подкрепляется безусловным раздражителем, а комбинацию сигналов Б+А не подкреплять, то на сигналы Б+А условного рефлекса не будет. Таким образом, сигнал А вызывает условный рефлекс, а прибавление к нему сигнала Б вызывает торможение условного рефлекса. Сигнал Б носит название условного тормоза. Запаздывающее торможение возникает при подкреплении условного раздражителя безусловным через значительный интервал времени. При увеличении интервала до 3—5 мин. и более соответственно отодвигается и проявление условнорефлекторной реакции. В первые минуты после условного раздражителя наблюдается торможение условнорефлекторной реакции. Внутреннее торможение является важным механизмом в приспособительной деятельности животных, особенно человека. Различные виды внутреннего торможения развиваются в процессе индивидуального развития организма. У человека, особенно у ребенка, внутреннее торможение необходимо воспитывать, что имеет большое значение в педагогическом процессе.