Преодолеть себя

Призывы, призывы, призывы... Занимайтесь физкультурой! Это сохранит вам молодость, здоровье, хорошее настроение. Бегайте! Это поможет вам уберечься от инфаркта. Постоянно тренируйте свои мышцы, свое тело! Закаляйтесь и вы не будете страдать простудными заболеваниями!

Сегодня каждый человек неоднократно слышит, читает эти требования века, научился уже понимать их необходимость. Но как включиться в этот для многих новый ритм жизни, как превозмочь постоянное желание расслабиться, полежать, поспать лишний часок? Всем ли без исключения дано умение заставить себя подчиниться необходимому двигательному режиму? Одинаково ли трудно это для всех, или разные люди воспринимают и следуют этим настойчивым призывам по-разному? Может быть, есть и такие, которым либо вовсе не под силу систематический двигательный режим, либо интересы которых далеки от стремления к жизни бодрой,- здоровой? Актуальные лозунги дня они считают ненужной шумихой, подтрунивают над теми, кто трудится над собой? Каков исход подобных настроений? К чему приводит разлад в семье, отсутствие желания оказать поддержку, вникнуть в интересы близкого человека?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо опять обратиться к жизни наших современников, которые соприкоснулись с велением времени,— и то ли смогли понять и научиться многому, убедить других в пользе двигательной активности, то ли избрали для себя иной путь...

Анастасии предстояло выступить с лекцией перед населением, и она, как обычно, тщательно готовилась. Накануне она видела Ольгу, которая значительно похудела, стала почти такой, как в прежние времена благодаря упорству и труду над собой. Только в глазах ее по-прежнему таилась тихая непреходящая боль, но Ольга была прекрасна: какая-то величественная с этой своей болью, сильная, мужественная, чтобы нести ее, возможно, всю оставшуюся жизнь.

Они долго разговаривали в этот вечер при затемненном свете настольной лампы, так как в доме все уже отдыхали. Ольга делилась своими планами на будущее. Она собиралась уехать в Карелию насовсем, почти была уверена, что физкультура и постоянный непосредственный контакт с полюбившейся природой Севера помогут ей вернуться к жизни, возможно, новой, «мудрой и все понимающей», как она, грустно улыбаясь, говорила.

Уходя, Ольга порывистым движением достала из сумки небольшую тетрадь и протянула ее Анастасии.
— У меня здесь некоторые записи личных переживаний, но очень тесно связанных с приобщением к физкультурным занятиям. Можешь использовать кое-что в своих лекциях. Пусть люди учатся, как нужно строить свою жизнь уже смолоду, чтобы потом не было досадно и больно, чтобы потом не каяться в своих ошибках, — сказала она тихо, с оттенком то ли вины, то ли безмерной грусти в голосе.

...Было уже далеко за полночь, когда Анастасия закончила чтение страниц из жизни подруги. Как же случилось так, что Оленьке, хорошей, прекрасной Оленьке пришлось, столько выстрадать, лишиться своей большой любви, терпеть унижения, оскорбления? Как могло произойти такое? Если бы Анастасия все это услышала из чьих-нибудь уст, она никогда бы этому не поверила. Она ведь всегда восхищалась Ольгой, у которой была прекрасная отзывчивая душа. А теперь она восхищалась еще и тем, что Ольга смогла сделать почти молодым, изящным свое тело. Да, главное—это не стареть душой! Суметь избавиться от безразличия, порою лени и праздности.

Анастасии стало понятным желание Ольги поделиться с другими своими достижениями, хотя для нее самой они пришли с большим опозданием... Что ж, вероятно, есть смысл на этом горьком опыте учить людей не такому уж простому умению, можно сказать, искусству преодолевать себя, и еще искусству строить свою жизнь, бороться за ее ценности.

Старинные часы в соседней комнате пробили четыре часа. «Скоро наступит рассвет», — подумала Анастасия, но она еще и еще перелистывала исписанные мелким ровным почерком странички...